Первый и другие авианалеты на Туапсе

Первый и другие авианалеты на Туапсе 16 янв 2017 20:06 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7849
  • Спасибо получено: 3802
  • Репутация: 189
Уже много раз, в различных темах (да и общении), поднимался вопрос первых налетов германской авиации на Туапсе.
Много сведений у Феоктистова, но в основном - по периоду Туапсинской оборонительной - с конца сентября 1942 года.
В иных источниках есть документальные сведения, указывающие на первые бомбардировки в августе 1942 года.

Работая по другим эпизодам военной истории города, я все чаще находил прямые и косвенные сведения более ранних налетов на город. Май, потом апрель, наконец - февраль 1942 года.
Но в документальной книге "Морские десанты в Крым. Авиационное обеспечение действий советских войск. 1941—1942" Сергея Ткаченко, с удивлением для себя, нашел подробные сведения о самой первой бомбежке Туапсе. Военно-морской базы. В 1941 году.

Ниже я приведу отрывок из книги. А вообще, в этой теме я (и кто пожелает), будем собирать свидетельства и документы, касающиеся налетов немецкой авиации на Туапсе.

. Это же относится и к прикрытию авиацией морских баз – как только внимание авиаторов обращалось куда-то от своих объектов, на них тут же налетали немецкие, румынские и хорватские самолеты. Трагедия первого налета на Туапсе – тому яркий пример.

Этот налет германской авиации был произведен в 14 часов 00 минут 23 декабря 1941 г. Погода была пасмурная. Стояла высокая, с редкими разрывами облачность. Температура воздуха от плюс 3 до плюс 8 градусов. Дул слабый юго-западный ветер[201 - Оленев И.Е. Тыл Черноморского флота (1941–1945). К.: Неопалимая купина, 2011. С. 202.].

Силы противника составляли всего 3 бомбардировщика Ju-88. Самолеты следовали с моря на высоте 800 м развернутым строем. Поравнявшись с волноломом, первый крайний (по полету) самолет взял вправо и лег курсом на базу подплава «Нева», которая была пришвартована левым бортом к нефтеналивному пирсу у причала № 6, имея по правому борту ошвартованную подлодку типа «Щ». Зайдя с носа, самолет бросил от 8 до 10 авиабомб фугасного действия, весом приблизительно от 100 до 200 кг – по правому борту, корме и по носу, но лишь одна из них попала в цель. 250-кг авиабомба пробила левое крыло ходового мостика, верхнюю палубу и взорвалась в офицерской кают-компании на главной палубе. На корабле погас свет и возник сильный пожар, стал нарастать крен на левый борт. Личный состав «Невы» героическими усилиями отстаивал свой корабль, ему помогали две пожарные машины и буксир «СП-16». Конструктивные особенности старого парохода усложняли борьбу за живучесть, а водоотливные средства не справлялись с поступающей водой. В 16 часов 30 минут «Нева» коснулась носом грунта при крене в 20 градусов на левый борт. Корма осталась на плаву, и личный состав плавбазы по приказу командира продолжил борьбу с водой и пожаром. Через три часа положение стабилизировалось и крен выровняли до 1 градуса. Утром следующего дня спасательный отряд Туапсинской базы приступил к подъему «Невы»[202 - Однако «Нева» – своеобразная «матка» подводных лодок (подводники пополняли здесь необходимые запасы, заряжали аккумуляторы) – еще раз пострадала 24 марта 1942 г. при подобном авианалете на Туапсе. Одна из авиабомб произвела пробоины выше ватерлинии и вышла за борт. Вторая попала в машинное отделение, пробила цистерну расходного топлива и там осталась. Погибли 16 членов экипажа и 13 подводников, включая двух командиров подводных лодок.].

На траверзе плавбазы «Нева» второй, крайний левый самолет (по полету) развернулся, отделился от ведущего самолета и лег курсом на ковш, в котором стояло до 15 катеров-охотников, быстроходный тральщик и базовый тральщик «Маныч», который в это время принимал топливо. Сброшенные бомбы, в количестве 4 штук, упали на берег вблизи тральщика «Маныч». На катер ни одна бомба не попала.

Третий самолет – ведущий, следовал на нефтебазу, не меняя курса, где сбросил 8 бомб фугасного действия и нанес следующие повреждения: разрушил в двух местах железнодорожное полотно. Разрушил бак с керосином, который не воспламенился. Повредил линию бензопровода от бака к нефтепирсу, вследствие чего возник пожар. Пожар был большим и угрожающим. В ликвидации пожара принимали участие все пожарные команды города при двух автомашинах и личный состав воинских частей в количестве свыше тысячи человек. Тушили пламя всеми средствами – водой, песком и пеной из пеногенераторов. Пожар продолжался 21 час 45 минут. Сгорело до 200 т жидкого топлива. Кроме того, возник пожар еще в двух местах – загорелся железнодорожный мост и будка управления. Тушение этих очагов производилось одновременно с тушением пожара на бензотрубопроводе.

Налет был внезапным и проведен неожиданно, тревога не объявлялась, и сигналов на вышке не было. Движение в порту было большое. Войск много. Береговые батареи и судовая артиллерия открыли огонь с опозданием – после того как началась бомбардировка. Сбросив бомбовый груз, самолеты набрали высоту и среди разрывов зенитных снарядов ушли в разных направлениях. В эти сутки самолеты противника больше не появлялись[203 - Оленев И.Е. Указ. соч. С. 202–204.].
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Alexander, Жека, Benja70, Anton_T, serg141-9

Первый и другие авианалеты на Туапсе 16 янв 2017 22:52 #2

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2183
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
Начало положено!
Где-то у меня было про налёт 24 марта 1942 года с описанием со с стороны ВМФ, найду - выложу.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Первый и другие авианалеты на Туапсе 14 фев 2017 21:14 #3

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7849
  • Спасибо получено: 3802
  • Репутация: 189
Тут корреспондент наш, Светлана Светлова, готовит для "Туапсинских вестей" статью, на базе моего материала про разбомбленный "Ульянов" на ТВМБ.
И в переписке со мной, Светланой был поднят вопрос о последней бомбардировке порта и города. В этом вопросе она опиралась на Салова.
Салов Герман Николаевич, капитан и краевед, в своей книге по военной истории Туапсе, пишет что "последняя бомбежка порта была в январе 1943 года, после этого порт начал восстанавливаться".
Но это далеко не так!
Даже специально не копаясь в документах, я точно помнил, что мне попадались сведения о бомбовых ударах весной 1943 года.
И я задался вопросом последней бомбежки Туапсе.
Сразу скажу, что документальный поиск еще не завершен, но уже, даже при предварительном поиске, бомбежки были значительно поздней!
Например, старшина 1-й статьи Дринь убит при бомбардировке корабля в порту Туапсе 22.05.1943. И запись в списках БВП ТВМБ в ОБД подтверждает это.

А вот список потерь 31-й роты обслуживания (это порт, ТВМБ).



Бойцы убиты и умерли от ран при бомбардировке 25 июня 1943 года, и были похоронены рядом, у Дома Моряков!

Так что пока не известно, когда же была она - последняя...
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Последнее редактирование: 14 фев 2017 21:19 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Первый и другие авианалеты на Туапсе 14 фев 2017 22:25 #4

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7849
  • Спасибо получено: 3802
  • Репутация: 189
Удалось найти документ о бомбежке 25 июня 1943 года.

Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Первый и другие авианалеты на Туапсе 14 фев 2017 23:34 #5

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7849
  • Спасибо получено: 3802
  • Репутация: 189
Не-не. Никакой не январь. Во первых - "Ульянов" в конце февраля.
Еще один налет - 25 марта 1943 года на порт (ВМБ) Туапсе.
Убит Перевозников Иван Николаевич, чф овр твмб похоронен там же, в порту.
Старшина 1-й статьи Дринь, о котором я писал выше, был привезен убитым в порт Туапсе. Это одна из жертв конвоя транспорта "Интернационал", вышедшего из Туапсе и попавшего под авианалет. То есть - в тот день порт не бомбили.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Модераторы: Жека