Оружие крылатых машин

Оружие крылатых машин 03 март 2014 00:48 #1

  • Bender
  • Bender аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • "Почём опиум для народа?"
  • Сообщений: 1090
  • Спасибо получено: 469
  • Репутация: 50
Попадающиеся иногда большие гильзы, почему-то сразу рождали предположение, что они падали с неба.



Не составило труда установить, что это гильзы от снаряда пушки ВЯ-23.
ВЯ-23 (Волков-Ярцев) — советская авиационная пушка калибра 23 мм.
Носители: Ил-2, Ил-10, ЛаГГ-3 35й серии.




Пушка ВЯ-23 была создана в 1940 году как средство борьбы с защищёнными наземными целями специально для создававшегося тогда же штурмовика Ил-2.
ВЯ-23 представляло собой довольно тяжёлое (66 кг) и большое (длина 2,15 м) орудие. Действие автоматики было основано на использовании энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Осколочное действие снаряда пушки ВЯ-23 было в два раза больше, чем у пушки ШВАК. Пушка обладала высокой скорострельностью для своего калибра (9-11 выстрелов в секунду) и разгоняла снаряд весом 200 граммов (10 граммов взрывчатого вещества или 6 граммов зажигательного) до скорости 900 м/с.
Высокая скорость обеспечивала значительную прицельную дальность стрельбы. Боекомплект пушки состоял из 150 патронов. К недостаткам пушки следует отнести сильную отдачу и очень резкую перезарядку, что уменьшало срок службы орудия и нередко создавало помехи.
Пушки ВЯ-23 размещались симметрично в крыльях штурмовика Ил-2. Осколочный и осколочно-трассирующий снаряды были довольно эффективны против пехоты и легкой техники противника. Вероятно, поэтому немцы уважительно называли Ил-2 - "мясник".




Бронебойно-зажигательный снаряд пушки пробивал на расстоянии 400 метров 25-мм броню. Это позволяло использовать ВЯ-23 для борьбы с лёгкими, а в случае попадания в верхнюю броню — и со средними танками. Однако в реальности с этим возникали большие сложности: во-первых, сложность попадания в танк с самолёта. Ил-2 управлялся одним человеком, которого от прицеливания всегда отвлекала необходимость управлять самолётом. Вторая сложность возникала с тем, что при пикировании под углом 10—20 градусов снаряды почти всегда давали рикошет. При пикировании под бо́льшими углами снаряды не рикошетили, но до столкновения с землёй у лётчика было в распоряжении всего несколько секунд, за которые надо было прицелиться, открыть огонь и начать выход из пикирования, что требовало исключительно высокой квалификации лётчика. Тем не менее, пушка серьёзно повысила эффективность советской авиации в борьбе с бронетехникой противника, хотя реальная эффективность пушки была ниже ожидаемой.
"Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда, в результате может вообще ничего не остаться" Е.Лец
Последнее редактирование: 03 март 2014 11:08 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Горец, Alexander

Оружие крылатых машин 03 март 2014 22:34 #2

  • Горец
  • Горец аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 562
  • Спасибо получено: 135
  • Репутация: 17
Немного о легендарном пулемете, который пытались скопировать фашисты.

Начну с плагиата Википедии.
ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный) — первый советский скорострельный авиационный пулемёт.

История создания
В 1920 году, работая механиком на одном из заводов, Шпитальный задался целью изготовить скорострельный пулемёт. Но в то время у него не было необходимого опыта, не хватало знаний[источник не указан 48 дней]. После окончания Московского механического института молодой инженер приступил к осуществлению своего замысла и вскоре представил проект такого пулемёта, который обратил на себя внимание исключительной смелостью решений ряда сложных вопросов конструирования автоматического оружия. Когда проект был готов, для оказания помощи Шпитальному в доработке образца и скорейшем изготовлении его к нему был прикомандирован опытный оружейный конструктор И. А. Комарицкий.
1930 год. Был изготовлен первый образец скорострельного авиационного пулемёта, созданный Шпитальным при участии Комарицкого. Это была первая в мире авиационная система, которая сразу выдвинула СССР на первое место в этой области вооружения.

Патроны
Клеймо на патроне для пулемёта ШКАС. Завод № 529 Новая Ляля
Для пулемёта ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищённые броней. В этих патронах для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы в 30-50 выстрелов в секунду, утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы. На дне гильзы патронов для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, ставилась буква «Ш». Капсюль окрашен в красный цвет. В остальном окраска стандартная для соответствующих типов пуль. Патроны, предназначенные для пехотного оружия, в пулемётах ШКАС применяться не могли. Патроны к пулемёту ШКАС явились первыми в мире авиационными патронами. На ящиках и "цинках", в которые упаковывались патроны для пулемёта ШКАС наносилась надпись "ШКАС" и условное обозначение в виде изображения пропеллера красного или чёрного цвета. Красный пропеллер означал, что патроны допущены для стрельбы из синхронизированных пулемётов (через винт самолёта). Для аттестации патронов для синхронизированной стрельбы проводились проверки на время воспламенения капсюля (что оказывало главное влияние на время, в течение которого пуля покинет ствол), герметичность патронов, были более строгими допуски на баллистические характеристики. Патроны, не прошедшие испытания или не испытывавшиеся по вышеуказанным проверкам - не допускались для стрельбы через винт самолёта и на упаковках рисовался чёрный пропеллер.

Варианты установки
Турельный вариант пулемёта ШКАС.
Были созданы в начале 1934 г. Установку для турельного пулемёта разработал Н. Ф. Токарев, в марте 1934 г. она была принята на вооружение. Предпринятые ранее попытки установить пулемёты ШКАС на старых турелях, предназначенных для авиационных пулемётов Дегтярёва - оружия значительно более слабого, не увенчались успехом из-за сильного рассеивания пуль.
Крыльевой пулемёт ШКАС был взаимозаменяем с турельным. Ручка перезаряжания в нем заменена тросовым механизмом, а ручка управления — механизмом подавателя.
Синхронный вариант
Синхронизация пулемёта была осуществлена в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Котовым. Отличительной особенностью конструкций синхронного механизма этого пулемёта является перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку.
К 1936 г. пулемёты системы ШКАС заняли доминирующее положение в системе вооружения советской авиации.

Да это хорошая информация, но она не дает нам характеристик этого оружия.
На просторах сети попалась вот таблица.

И с помощью форума Тризна удалось узнать где ставились номера на пулемете.
Первое место с номером - верхняя крышка, а остальные места видны на картинке


Шкас в крыле (фотография взята из просторов сети, к сожалению адрес не помню, да простит меня владелиц этой фотки)


Турельный вариант пулемёта ШКАС.
Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее…
А.С. Пушкин
Последнее редактирование: 03 март 2014 22:51 от Горец.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Alexander, Bender

Оружие крылатых машин 04 март 2014 17:50 #3

  • Горец
  • Горец аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 562
  • Спасибо получено: 135
  • Репутация: 17
Дополнять сообщение уже не могу, но хочется добавить:
Синхронный ШКАС отличается от своих собратьев длиной ствола, они раз в два больше, чем у турельного и крыльевого.
Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее…
А.С. Пушкин
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Оружие крылатых машин 09 март 2014 21:55 #4

  • Горец
  • Горец аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 562
  • Спасибо получено: 135
  • Репутация: 17
Вот прошло время и решил продолжить тему начатую Bender.
На этот раз речь пойдет о самом мощном пулемете стоявшем на вооружении Советской Авиации, это Универсальный авиационный пулемет системы Березина (УБ).





Калибр, мм - 12,7
Длина общая, мм - 1390
Длина ствола, мм - 670
Масса, кг - 21,5
Темп стрельбы, выстр.\мин:
УБТ и УБК - 850-1050
УБС - 700-80

М. Е. Березин начал проектировать УБ в 1937 году. Это должен был быть синхронный авиационный пулемет с патроном от пехотного пулемета калибром 12,7 мм. В октябре — декабре 1938 г. синхронный пулемет успешно все испытания. 12 апреля 1939 г. еще до окон­чания войсковых испытаний 12,7-мм пулемет БС (Березин синхронный) постановлением Комитета Обороны был запущен в серийное производство.

12,7 мм пулемет Березина на турели ВУБ-3 на штурмовике ИЛ-2

Автоматика пулемета работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Запирание канала клиновое. Характерной особенностью его устройства была подача патронной ленты не при откате подвижных частей, как у подавляющего большинства пулеметов, а при накате их, т. е. от возвратной пружины пулемета. Для обеспечения требуемой надежности подачи ленты возвратная пружина была сделана многожильной. Ударный механизм ударникового типа действовал от специальной боевой пружины. К достоинствам пулемета Березина относились: удачная компоновка всего автомата и отдельных механизмов; высокий темп стрельбы; простое заряжание и разряжание, устранение задержек и быстрая смена ствола; сравнительно небольшое число деталей и простое устройство механизма.

Несмотря на все свои положительные качества, пулемет БС обладал некоторыми серьезными недостатками. Особенно сказывалась трудность его перезаряжания в воздухе с помощью тросовой системы, требовавшей от летчика больших физических усилий в самые решительные минуты боя; выявились дефекты, связанные с недостаточной живучестью отдельных деталей автоматики; требовали устранения причины появления некоторых задержек.





Работая над дальнейшим совершенствованием своей системы в целях ликвидации этих недостатков и создания универсального пулемета для применения его в основных огневых точках всех пулеметов, М. Е. Березин разработал универсальный пулемет УБ (универсальный Березина) в трех вариантах в зависимости от места установки — турельный, крыльевой и синхронный. Основные детали и механизмы всех трех вариантов пулемета были сохранены, за исключением спускового и ударного механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой их применения. В синхронном (УБС) и крыльевом (УБК) вариантах было осуществлено дистанционное управление системой перезарядки в случае появления задержек в стрельбе в воздухе с использованием сжатого воздуха. Это была первая в советской авиации система пневматического перезаряжания пулемета, значительно облегчившая его эксплуатацию в боевых условиях. В связи с невозможностью использовать пневматическую перезарядку на турельном пулемете (УБТ) из-за габаритов кабины, конструктор Г. И. Никитин разработал для него рукоятку перезаряжания рычажного типа.

В ходе испытаний пулемет УБ безотказно работал на 9-километровой высоте при ±48 °С, продолжал стрелять в глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и пикировании.

Вес пулемета Березина в синхронном варианте 21,45 кг, крыльевом — 21,14 кг, турельном — 21,43 кг. Темп стрельбы в синхронном варианте 700—800 выстр./мин, крыльевом и турельном 800—1050 выстр./мин. Боекомплект и баллистика одинаковы с 12,7-мм пулеметом ШВАК.

С 7 января по 22 февраля 1941 г. пулемет Березина успешно проходил войсковые испытания.

22 апреля 1941 г. универсальный пулемет Березина был принят на вооружение ВВС. 12,7-мм пулемет УБ поспел вовремя, ибо начавшаяся через два месяца война выявила неэффективность 7,62-мм авиационных пулеметов при стрельбе по воздушным целям.

Производство пулеметов УБ велось на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах.

В 1941 г. было выпущено 6300 пулеметов УБ, в 1943 г. — 43690, в 1944 г. - 38340, в 1945 г. - 42952.

Синхронный пулемет Березина устанавливался на истребителях И-15, И-153БС, Як-1б, Як-3, Як-7б, Як-9, МиГ-3 и ЛаГГ-3.

Кормовой пулемет Березина был установлен на бомбардировщике Пе-2 и учебном самолете УТИ МиГ-15.

Турельный пулемет Березина был установлен на бомбардировщиках СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ту-2, Ил-4 и Пе-8.

Установка пулемета Березина на истребителе Як-9





Использован материал www.23ag.ru/
Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее…
А.С. Пушкин
Последнее редактирование: 09 март 2014 22:23 от Горец.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Оружие крылатых машин 01 июль 2014 21:26 #5

  • Bender
  • Bender аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • "Почём опиум для народа?"
  • Сообщений: 1090
  • Спасибо получено: 469
  • Репутация: 50
Еще одна "большая" гильза дает повод вспомнить о легендарной пушке ШВАК. sovok



ШВАК (Шпитальный-Владимиров Авиационный Крупнокалиберный) — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.



Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было неясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.
По устройству 20-мм пушка ШВАК была сходна с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола.
Питание пушки — ленточное, перезаряжание — пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.
Типовые характеристики:
Длина: 1679 мм. (Крыльевой); 1726 мм. (Турельный); 2122 мм. (Мотор-пушка)
Вес: 40 - 44,5 кг.
Темп стрельбы: 700-800 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда: 815 м/c
Патрон 20x99R.


Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы.
Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах (Великобритания и Франция), за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое).
Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 г.
20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулёмет) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,92-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях Ила, с лета 1941 г. в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.
Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.
"Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда, в результате может вообще ничего не остаться" Е.Лец
Последнее редактирование: 01 июль 2014 21:47 от Bender.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Alexander
Модераторы: Жека