В лес, за паровозом

В лес, за паровозом 27 авг 2015 17:30 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7793
  • Спасибо получено: 3780
  • Репутация: 189
Станция Кривеньковская в военные годы была железнодорожным узлом. Только там, сжатая в теснине реки Туапсинки, железная дорога выходила в расширение долины, расходилась на несколько веток, позволяя формировать составы. Дальше железка уходила к тоннелям и перевалам, вновь превращаясь в одноколейный путь, среди изгибов ущелья.
В первый же день начала Туапсинской оборонительной, все важные объекты вокруг Туапсе, были подвергнуты бомбардировкам.

25 сентября 1942 года.
С 7 часов 10 минут до 15 часов 20 минут немецкие самолеты (группами и поодиночке) произвели семь налетов на Туапсе, сбросив на город и порт 16 бомб, на железнодорожные станции Индюк и Кривенковская — 40 бомб. Два Ме-110 атаковали стоянку самолетов в Агое, сбросив в двух заходах 12 бомб. Осколками повредило два самолета И-153 267-го авиаполка, был ранен один военнослужащий.
ЦАМО. Ф. 20218. Оп. 1. Д. 3. Л. 148.

Надежда Степановна Голикова, старожил станции Кривеньковская.
Мы ушли в горы поздно вечером. Мама взяла нас, четверых младших ребятишек (старшего брата сразу из армии забрали на фронт) и корову. Ночью налетел немец и еще раз разбомбил станцию Кривенковскую. Сюда как раз недавно привезли состав с ранеными, вагоны с боеприпасами и продовольствием... Горело всё. Мы были далеко в лесу. И видели, как через гору летели бочки и рельсы, словно верёвки перевитые, и падали недалеко от нас... Наутро семья вернулась в село: их дом был разрушен.


По рассказам других очевидцев, одна из бомб попала в паровоз под парами, и он буквально взлетел на воздух...

Описанные события сомнения не вызывали, сегодня днем образовалось немного времени, и мы с Ильей да Викой, решили пройти по лесу в районе станции. Решено было осмотреть полосу от полукилометра до километра в удалении от нее.

Первая находка была геологической. Невесть откуда, в совершенно бескаменном лесу, обнаружился каменюка.



Потом, в лесной щели, мы набрели на следы землянок, где очевидно укрывались от бомб жители села и станции.
Чудь дальше - пошло первое железо. Большие осколки бомб, толщиной чуть не в два пальца, да разных размеров. Иные - с ладонь.

Одна из выуженных из земли железяк, была явно не бомбового происхождения. Другой металл, да и один из краев явно нес на себе следы отверстий от заклепок.



Уже горячее. Ну а метров через сто, на лесном склоне, лежала еще одна железяка, килограмм на двадцать.



Металл, громадные заклепки, конструкция, не вызывали сомнения о паровозной принадлежности.





Зная конструкции всякой тракторной техники, в том числе и военных лет, фрагмент явно не относился к ней.
Кроме того, явно нес на себе следы деформации от взрыва.





Прикинув по навигационной карте точку обнаружения - от нее до станции было около семисот метров.
При дальнейших поисках, были найдены похожие фрагменты.

Совершенно нельзя сказать, что наш выход и находки явились открытием, или пролили свет на какую то тайну.
Тем не менее, мы прикоснулись еще к одной страничке военных лет. Вой бомб, страшные взрывы, паровоз, встающий дыбом над исковерканными рельсами, разлетающийся на сотни метров...
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец, Bender, Benja70, alex green 1945, Фёдор, andreyttg

В лес, за паровозом 27 авг 2015 17:47 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7793
  • Спасибо получено: 3780
  • Репутация: 189
Попутно, мы посетили начало ущелья ручья Маслова.



Довольно интересное место. Может быть, сведения о нем, заинтересуют нашу путешественницу Марту, в последнее время, явно подкрадывающуюся к геологии:

Ущелье ручья Маслова
Левый приток реки Челипси. Расположен вблизи ж.-д. станции Кривенковской. Ущелье интересно прежде всего своими обнажениями, по которым можно прочитать историю формирования туфогенных осадков, образованных на дне среднеюрского моря при извержении подводных вулканов. Здесь можно встретить с десяток горных пород — туфы, туффиты, аргиллиты, туфогенные конгломераты, порфириты, вулканические бомбы.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 27 авг 2015 17:48 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

В лес, за паровозом 27 авг 2015 18:21 #3

  • Stierlitz
  • Stierlitz аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 179
  • Спасибо получено: 182
  • Репутация: 26
Железяка с рёбрами жёсткости - фрагмент розетки автосцепки:



В ней могла быть установлена как автосцепка, так и винтовая упряжь. Приклёпанная к ней исковерканная железка - остаток буферного бруса. Осталось определить, вагонная-ли это была розетка или паровозная. Она могла быть так же от тендера или от вагона.

P.S.: по моему мнению, это остатки крытого вагона или платформы советского производства (в те годы были в ходу ещё и американские и канадские, но у них розетки автосцепок были другой формы). На остатке буферного бруса явно выделяется острый угол (разогнутый), который был его верхним краем. Фото вагонов довоенной постройки, где виден этот элемент:
scaletrainsclub.com/board/download/file.php?id=27362&mode=view
scaletrainsclub.com/board/download/file.php?id=28693&mode=view
www.scaletrainsclub.com/board/download/f...hp?id=8032&mode=view
antares-610.users.photofile.ru/photo/ant...4123566/99564312.jpg (слева)
Последнее редактирование: 27 авг 2015 18:42 от Stierlitz.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender, Benja70, alex green 1945, Фёдор

В лес, за паровозом 27 авг 2015 18:39 #4

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7793
  • Спасибо получено: 3780
  • Репутация: 189
Потрясающе!!! Вот спасибо то!
Я совершенно не занимался старым подвижным составом.
Даже не мог предположить, что найденный фрагмент будет идентифицирован.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

В лес, за паровозом 27 авг 2015 18:47 #5

  • Stierlitz
  • Stierlitz аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 179
  • Спасибо получено: 182
  • Репутация: 26
В принципе, она могла быть и с тендера. Типа такого:


Но тут уж я подсказать не смогу, не знаю так хорошо конструктивные особенности довоенных паровозов.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

В лес, за паровозом 27 авг 2015 18:56 #6

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7793
  • Спасибо получено: 3780
  • Репутация: 189
Все равно, идентификация фрагмента, делает факт сильных взрывов на станции Кривеньковская несомненным.
Уже точно померил расстояние от точки обнаружения до станции. Выходит чуть более 800 метров.
Это ж как рвануло, если часть сцепного устройства, весом около 20 кг, улетела на такое расстояние...
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

В лес, за паровозом 27 авг 2015 19:30 #7

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7793
  • Спасибо получено: 3780
  • Репутация: 189
Удалось установить, что бомбежка станции Кривеньковская 25 сентября 1942 года, была не первой.
За полтора месяца до этого, 13 августа, в результате бомбежки, на станции гибнет командир отделения базы 18 армии:







Таким образом, еще до принятой даты начала Туапсинской оборонительной, люфтваффе уже наносило удары по станции Кривеньковская.

Какой уже раз убеждаюсь, что даже железка в лесу, может потянуть за собой то, что оставалось малоизвестным или забытым.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 27 авг 2015 19:33 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Фёдор