Индотелеграф

Индотелеграф 28 авг 2013 22:22 #1

  • Марта
  • Марта аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 3100
  • Спасибо получено: 898
  • Репутация: 122
Уважаемые читатели темы! Для экономии вашего времени на сайте имеется Обзорная статья по теме "Индотелеграф", где собраны все наши достижения в деле поиска линии на территории Краснодарского края.


Да, помню, я уже на трёх форумах открывала эту тему. Самым плодотворным оказался вечно флудящий и хамящий Кубань.Ру. Люди приняли активное участие в обсуждении и предоставили интересные материалы.

Для тех, кто еще не в курсе: Индотелеграфом упрощенно называют телеграфную линию "Лондон - Калькутта", построенную в 1870 году и имевшую протяженность 11 000км, сооружение воистину грандиозное для того времени (да и для нашего тоже). Провода прошли через Лондон - Берлин - Киев - Одессу - Керчь - Батуми - Тифлис - Тегеран - Карачи - Калькутту. Телеграф успешно проработал до 1931 года, несмотря на политические сотрясения в России. Говорят даже, что земля вокруг телеграфных столбов, в радиусе трёх метров, принадлежала Соединённому Королевству. Король Георг V выкупил землю вокруг каждого столба телеграфа, эта территория до революции считалась собственностью Великобритании.

Собственно, я искала какие-либо карты или сведения о том, где именно по территории Краснодарского края проходил индотелеграф. Жители Керчи, где во многих местах сохранились его артефакты (чугунные опоры и здания обслуживания)уже давно проявили активность в этом вопросе и нашли много интересного:Лондон-Калькутта Нам повезло меньше: дорогостоящий чугун и медный провод были разворованы в самые кратчайшие сроки, как только телеграф перестал функционировать. В настоящее время более-менее достоверно установлен маршрут линии от ст. Георгиевской до Дефановки, он обозначен на генштабовской полукилометровке. Недавно мне посчастливилось проехать по тем местам и в с. Шабановское местные жители указали на виноградник, каркасом которого служили чугунные опоры "Сименс Бразерс". На своем "природном" месте опор уже, конечно, нет... Вместо них от Шабановского перевала проложена новая ЛЭП, в ходе строительства которой был обнаружен (не мной)) последний сохранившийся столбик индотелеграфа, который тут же был сдан.. в музей. Какой - не знаю.

Через некоторое время в теме на Кубань.Ру кто-то выложил цитату из путеводителя " Кубань и Черноморье". - Краснодар, 1927, намекающую на то, что после Георгиевской, линия проходила вдоль современной дороги Козет-Тахтамукай. Этот интересный факт подвиг меня на дальнейшие изыскания, в которых я надеюсь на помощь здешних знатоков и интересующихся.
"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 22 март 2015 13:06 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 28 авг 2013 23:05 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7623
  • Спасибо получено: 3607
  • Репутация: 188
Упс! тебе бы на несколько дней раньше про Дефановку рассказать. Дело в том, что в рамках подготовки слета, и на самом слете МД Юг, я исколесил пол-долины и течения Шапсуго.
Если можешь, выложи тот кусок карты РККА, я к нему приделаю остальное. Допустим, лист 126-4, у меня точно, под рукой.
По Шапсуго и районам, я планирую еще выходы и выезды. Поищем.
А еще, я научился привязывать карты (и ркка) к координатам и другим картам.
Индотелеграф... Когда я впервые услышал это название - оно мне жутко понравилось.
А найдем еще столбы - зуб даю, притяну в музей. :)
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 28 авг 2013 23:47 #3

  • Марта
  • Марта аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 3100
  • Спасибо получено: 898
  • Репутация: 122
Столбы очень сомневаюсь, что найдете... А вот провод, да еще с вашим оборудованием, очень может быть! Здесь можно скачать лист карты долины Шапсухо, где обозначен (предположительно) индотелеграф. Ломаная черная линия с точками. Примечательно то, что на старых картах, выпущенных еще при "жизни" этого телеграфа, он нигде не обозначен((.
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 00:18 #4

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7623
  • Спасибо получено: 3607
  • Репутация: 188
Марта, но столбы иногда имеют свойство падать, сносится смерчевыми потоками (Шапсуго для этого - милое место), заваливаться буреломом. Имея часть линии на карте, зная "точки входа и выхода", учитывая рельеф местности, не трудно составить предположительный путь телеграфной линии. И поискать. Это раз.
А два - наверняка, где-то в архивах, есть карты, есть схемы, такого грандиозного строительства.
Просто наверняка они разрознены, да пылятся фиг знает где.
Помнишь, наши поиски Новотроицкого укрепления? А я ведь уже совершенно точно знаю, какое оно было, и где находилось. Совершенно случайно раскопанная информация из архивов.
Осталось добыть его точный план. И я верю, что он где-то есть.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 00:20 #5

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7623
  • Спасибо получено: 3607
  • Репутация: 188
Кроме того, я могу опросить черных и белых копателей, которые работали в тех районах. Могли преспокойно наткнутся на столб, да за ненадобностью бросить раскопки.
Гони со своего плюющегося форума, приблизительные районы, где проходила линя.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 29 авг 2013 00:22 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 00:24 #6

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7623
  • Спасибо получено: 3607
  • Репутация: 188
Черт, озадачила. Теперь я заполучил занозу в задницу. Найти столб. :)
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 00:40 #7

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7623
  • Спасибо получено: 3607
  • Репутация: 188
mdyug.ru/viewtopic.php?f=22&t=994
Ссылка на мой пост на МД Юг. Будем следить, может камрады помогут.
Ты не дружишь с "Веловолгоградом"? Можно еще туда.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 01:18 #8

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7623
  • Спасибо получено: 3607
  • Репутация: 188
Марта, ты имела в виду, эту карту?
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 11:33 #9

  • Марта
  • Марта аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 3100
  • Спасибо получено: 898
  • Репутация: 122
Такую карту в первый раз вижу, интересно.. Надпись-то есть, а самой линии нету!(( Я тебе говорю, возьми Генштаб, там вся линия точно нарисована от Дефановки до Ставропольской. А вот до и после как она шла? Вот вопрос...

Веловолгоград нам тут ничем не поможет, где Кубань и где Волгоград?)
"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 29 авг 2013 11:37 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 12:29 #10

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7623
  • Спасибо получено: 3607
  • Репутация: 188
Как это нет? Начало надписи, у Шебеша, и проходит над двумя пунктирными линиями с чертой между ними. Это и есть просека с линией. В долине реки она теряется, ясно, что идет вдоль реки.
Надо не месте глядеть. Так, по кусочкам и можно собрать.
Интересно, существует ли такая вещ, как архив районного узла связи? Надо поспрошать.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 12:49 #11

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7623
  • Спасибо получено: 3607
  • Репутация: 188
Вот так, милая Марта, добрые вести. Благодаря моему хорошему товарищу, Диме М., который кроме всего прочего, неоценимо помогает с нашим сайтом, найдены два столба Индотелеграфа, здесь, в Туапсе. Они были обнаружены и привезены из леса, при прокладке телефонной линии.
Фото сегодня будут. А кроме того, Дима рассказал много интересного про телеграф, и обещал покопать еще информации, по смене "хозяев" этой линии и документов по ней.
Теперь наметилось два дела.
Первое - узнать, где прокладывалась эта новая линия, и где были найдены столбы. (Это же еще одна готовая "точка" прохождения Индотелеграфа.
Второе - поперся я в наш музей, договариватся о размещении столба у них на территории, и выставления краткого материала по Индотелеграфу.
(Гадство, смайлы еще не прикрутили, а то бы я воткнул "танцующую рожу") :)
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 14:35 #12

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7623
  • Спасибо получено: 3607
  • Репутация: 188
Наш музей превзошел все мои ожидания. Обычно, наталкиваешся на стену типа "тебе это надо, а нам нет". Хранитель музея Ирина, и научный сотрудник Оксана, с радостью и интересом отнеслись к идее установки столбов на территории музея. Во всем пошли на встречу. Здорово, что в государственных учреждениях еще есть такие нормальные люди. Кроме того, Оксана сказала, что в фондах музея, есть крупномасштабная карта, с обозначением линии, по-моему, аж до Индии.
Позвонил Диме, он переговорит с руководством РУСа, по вопросу "изъятия" столбов. :)
У меня есть вопросы, Марта.
Те части подвеса провода, на столбах, на твоих фото - это оригинальные, либо изобретение виноградоря?
Дело в том, что очень хочется найти, или восстановить по фото детали проводного подвеса на столбах, для полной композиции.
Если кто-то находил чертежи или изображения подвеса - то мне надо. А пока буду искать сам.
Мой товаришь Кузмич, с форума МД Юг, нашел еще картографический материал, по линии. Карты с участками будут.
И давай собирать в кучу все, что ты нарыла, да мы узнаем. будем готовить материал для музея и истории.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 15:28 #13

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7623
  • Спасибо получено: 3607
  • Репутация: 188
Публикую пост Сергея.

Сообщение #2 Кузьмич » Сегодня, 12:44

На верстовке он нарисован практически по современной трассе Крымск- Киевское-Кеслерово-Варениковская.
На километровке ГШ 1956 г. указан как " бывш. англо-индийский телеграф" и после Дефановки и перевала "Джубгский"
проходит по долине реки Джубга до одноименного поселка. Далее карта кончилась :cry: .

Кроме того, он нашел и переслал мне карты, где есть участки Индотелеграфа. Сегодня вечером посмотрю, выложу интересующие нас участки.
С картографическим отражением, думаю так. Я сделаю и повешу в начале темы карту Генштаба или ГосГиса, на которую мы будем наносить выявленные и найденные участки линии в крае.

Спасибо Сергею-Кузьмичу, за его отклик и материалы.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 16:27 #14

  • Горец
  • Горец аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 543
  • Спасибо получено: 122
  • Репутация: 17
Да ЛехаК нарабатывай инфу. Приеду из командировки будет время покататься.
Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее…
А.С. Пушкин
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 17:25 #15

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7623
  • Спасибо получено: 3607
  • Репутация: 188








Сообщение #4 Кузьмич » Сегодня, 16:13

Посмотрел ещё листы: появляется в Курчанской - далее Темрюк, ещё далее опять карта кончилась
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 21:34 #16

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7623
  • Спасибо получено: 3607
  • Репутация: 188
Фото, сделанные Димой.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 16 сен 2013 15:03 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 22:12 #17

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7623
  • Спасибо получено: 3607
  • Репутация: 188
Фрагменты карт, пересланных мне Сергеем.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 22:50 #18

  • Марта
  • Марта аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 3100
  • Спасибо получено: 898
  • Репутация: 122
О, хорошо дело пошло! Да, есть все основания полагать, что крепления для проводов на столбах виноградника - оригинальные. Металл и степень проржавленности одинаковые)). А где сейчас находятся найденные в Туапсе столбы? Хочу лично посмотреть! еще бы фрагменты провода нарыть, чтоб для музея был полный экспонат..
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 22:59 #19

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7623
  • Спасибо получено: 3607
  • Репутация: 188
В ближайшее время столбы будут у меня на работе. Начнется процесс очистки и консервации. Можно глядеть и щупать. После 15 сентября, в нашем музее, начинается реконструкция территории. Во время этих работ мы подготовим и установим основания, для установки столбов.
Если все пройдет по планам - к концу сентября, два найденных столба Индотелеграфа, займут свое место в экспозиции.
Опять таки, при содействии Димы, найден человек, много-много лет проработавший в связи. В его загашниках, вполне могут оказаться оригинальные изоляторы, для крепления проводов.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Индотелеграф 29 авг 2013 23:05 #20

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7623
  • Спасибо получено: 3607
  • Репутация: 188
Марта, карты 1911 и 1956 года. Мне нужны будут координаты виноградоря со столбами.
Надеюсь, смогу у него выдурить, выменять на горилку, или банально купить крепления.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.