Вторник, 05 ноября 2013 21:36

Индотелеграф в фактах и вымыслах

Автор
Оцените материал
(1 Голосовать)

Маленькие заметки о линии и людях


В честь открытия телеграфа обер-инженер Кавказского отделения индо-европейской телеграфной линии К.Гельцер в Тифлисе дал большой банкет.

Об этом сообщала газета «Кавказ» 18 января 1870 г.

 

20130707-0026 40857

  С Индоевропейской телеграфной линией связано много интересных, а подчас и курьезных фактов.Так, по уставу компании ее служащий был обязан неукоснительно выполнять свои служебные обязанности, «несмотря на землетрясения, ураганы, другие стихийные бедствия, а также смены правительства на территориях, где проходит линия».

"Карл Сименс служил в качестве представителя Индо-Европейской телеграфной компании у русского царя, который, хоть и был заинтересован в доходах и проведении телеграфных линий, но не мог (или не желал) оказать достаточное финансирование" (Взгляд на деятельность Сименса глазами современников-иностранцев)Первая телеграмма из Тифлиса в Калькутту была отправлена в январе 1870 года. Эту информацию сохранила русская газета «Кавказ», издававшаяся в столице Грузии. Благодаря телеграфу сообщения из Индии достигали Англии за полчаса. Фантазия стала реальностью.

А когда линия Индо-Европейского телеграфа была продолжена через подводный кабель до Австралии, «говорящие» провода сблизили Азию, Европу и Кавказ с Америкой. Телеграммы из США поступали в Лондон по трансатлантическому телеграфу, а затем по Индо-Европейскому передавались через Берлин, Варшаву, Бердичев, Керчь, Сочи, Сухум, Тифлис, Эривань, Тегеран, Карачи, Калькутту в Австралию.

Когда личный секретарь Льва Толстого Николай Чертков с восторгом сообщил великому писателю об Индо-Европейском телеграфе и о том, что «теперь за несколько минут человек может передать любую свою мысль на другой конец планеты», Толстой в ответ лишь спросил: «Николай Николаевич, а есть ли у человечества мысли, которые необходимо передавать с такой скоростью?»

После революции, в годы Гражданской войны, Индотелеграф не работал. Телеграфная связь, на правах концессии, была установлена только в 1923 году. Линия проработала до 1931 года, после чего была национализирована. Отдельные её участки использовались для междугородной телеграфной связи. Последний раз линии ИЕТ использовались в Великую Отечественную войну. После окончания войны Индоевропейский телеграф не восстанавливался.

image017 31496

Работа на Индо-Европейском телеграфе считалась очень престижной. Как и другими телеграфными уставами, Уставом ИЕТ предписывалось принимать на работу и незамужних женщин, знающих иностранные языки. Выйти же замуж телеграфистки имели право только за работника компании.

И действительно, это предписание перекликалось с законами Российской Империи. Уже в Балканскую кампанию, в русских войсках служили женщины-телеграфистки. И (по соображениям секретности телеграфной службы!) им и в последующее мирное время, вменялось выходить замуж только за телеграфистов.

Примечание «ТП»: Благодаря фильму "Робинзониада или Мой английский дедушка", распространились слухи о том, что земля в радиусе 3-х метров вокруг каждого столба ИЕТ была выкуплена королем Георгом и считалась собственностью Британской Империи. Но это является обычной байкой, как и то, что телеграфистам-обходчикам по праздникам присылали проституток.

0202 d0c39

П.А. Лунёвым замечено, что трасса индоевропейского телеграфа... совпадает с маршрутом известного русского путешественника Афанасия Никитина, который после шестилетнего странствования возвращался к себе на родину в Тверь. Действительно, следуя домой, он проходил через те же персидские города, через которые четыре столетия спустя была проложена трасса международного индоевропейского телеграфа. На территории Крыма линия телеграфа и маршрут путешествия Никитина так же совпадают.

«Уч-Дере, имение Великого князя Константина Николаевича, лежит на самом берегу, в 16 верстах к западу от Даховского посада, и нам отсюда до устья Мзымты, откуда мы повернем в горы, нужно пройти сорок верст морским берегом. Колесных и вообще никаких дорог тогда еще не существовало. Кроме морского берега был еще лишь один путь, по тропе вдоль линии англо-индийского телеграфа. Но эта телеграфная тропа вела утомительными спусками и подъемами, в теневых местах была очень грязна и удлиняла дорогу более чем в два раза. Ею пользовались лишь по необходимости, во время сильных прибоев, заливавших морской пляж и делавших движение по нему невозможным». (Охотник и путешественник А.А. Старк 1882 год)

Компания Сименсов, после Русско-Турецкой войны:

 

Немецкие инженеры трудились в условиях послевоенного разорения. В их проблемы никто не вникал, чиновники отмахивались от назойливых иностранцев. Дело пошло веселее лишь после того, как остроумный Карл Сименс нашел способ бороться с имперской бюрократией ее же оружием. Зная, что в России слушают только людей, облаченных в пышные мундиры, он заказал в Берлине целую серию эскизов форменной одежды,
похожей на военную, но с золотым галуном вместо погон. Затем искусные художники нарисовали группы молодых людей в формах телеграфистов, и папка этих красивых картинок была доставлена тогдашнему министру путей сообщения графу Клейнмихелю с просьбой позволить агентам фирмы «Сименс и Гальске» носить такие униформы не для тщеты и не корысти ради, но для пользы дела, иначе, мол, их никто не
слушает и слушать не будет.

Граф заупрямился, но показать папку царю пообещал. Тот же, ко всеобщему удивлению, с улыбкой пролистал картинки и, очевидно, вспомнив, что русскую армию ничто в мире затмить и умалить не в силах, дал разрешение. С тех пор телеграфные служащие приглашались в лучшие дома и в кругу провинциальных барышень считались галантными кавалерами и завидными женихами.

"Устав Российской почтово-телеграфной службы».

Интересные факты:

1.Вопреки распространенному мнению о женской дискриминации в царской России, Устав указывает, что знающие иностранные языки и имеющие хорошее образование лица женского полу могут быть назначаемы даже Начальниками Отделений.

2. Почтальонам-евреям было запрещено разносить почту в еврейские поселения.

В Дело ИЕТ, по словам историка Бардадыма, подшито множество жалоб г-на Маэтри на станичников, которые то и дело, по неосторожности или потехи ради рвали провода и разбивали изоляторы. Особенно вредительство процветало между станицами Ивановская и Мышастовская. Поэтому главам станиц делались строгие внушения и вменялось в обязанность охранять линию на своей территории от мародёрства.

"Кавказ являлся периферией Российской империи. Номинально он был покорён к 1830 году, но всё равно на территории постоянно происходили стычки и беспорядки. Людерсу удалось провести военный телеграф из Москвы через Грузию и Армению. Это было недорого, всего один провод на столбах. Но обслуживание этого телеграфа требовало значительных средств. Людерс решил, что если в этом проекте будет заинтересован Лондон, то телеграф будет обеспечиваться более эффективно.

Риск монтажа линии на территории Кавказа был настолько велик, что строителей постоянно сопровождала вооруженная кавалерия. Из соображений безопасности, кабель был проложен по дну Черного моря от Керчи до Сухума, но землетрясение 1 июля 1871 года вывело его из строя. Вскоре была построена береговая линия."

"Ледяной стужей ознаменовал свое вступление в историю тысяча девятьсот двадцать четвертый год. Рассвирепел январь на занесенную снегом страну и со второй половины завыл буранами и затяжной метелью.На юго-западных железных дорогах заносило снегом пути. Люди боролись с озверелой стихией. В снежные горы врезались стальные пропеллеры снегоочистителей, пробивая путь поездам. От мороза и вьюги обрывались оледенелые провода телеграфа, из двенадцати линии работали только три: индоевропейский телеграф и две линии прямого провода".

Это четвертая глава второй части "Как закалялась сталь", Островского.Благодаря ему, а Островский писал роман фактически документально, по реальным событиям, у нас есть косвенное подтверждение, что линя работала в 1924 году.И по ней был не только передан гимн "Боже храни Королеву", но и весть о смерти Ленина.

Прочитано 1528 раз Последнее изменение Суббота, 02 января 2016 21:44