Воскресенье, 09 марта 2014 18:40

Индотелеграф на картах

Автор
Оцените материал
(3 голосов)

Indias_Last_Telegram_Will_Be-5ca22b22d29210cf423cf239770f3239.jpg

Имеется очень немного карт, где обозначена линия Индо-Европейского телеграфа. Конечно, в их число не входят специальные, проекционные карты, по которым шло строительство линии.

Все немецкие источники однозначно признают, что самым сложным участком строительства являлся Кавказ, из-за сурового климата высокогорья и нестабильной политической обстановки. Наземная линия через Кавказ планировалась изначально и была предметом споров между Вернером и Вильгельмом Сименсами.

Тем не менее, кабель был проложен под водой, вдоль берега Черного моря от Керчи до Тифлиса, что мы можем наблюдать на почтовых марках, посвященных Индотелеграфу и схематических картах.

 4446026.jpg

 После землетрясения 1869г, уничтожившего подводный кабель, было принято решение вернуться к первоначальному плану и начать срочное строительство наземной линии. От Керченского пролива до Екатеринодара в то время проходил легендарный Таманский почтовый тракт, по которому возили не только почту, но и проезжавших по нему на Кавказ Пушкина, Лермонтова и прочих известных ныне диссидентов. Вдоль этого тракта к 1870г уже проходила русская телеграфная линия, которую наше правительство любезно предоставляла на несколько часов в день Индо-телеграфной компании, пока шло строительство её собственной линии. На Почтовой карте России можно видеть телеграфные линии, в т.ч. и сухопутную часть Индотелеграфа, проходящую через Темрюк, Славянск и Екатеринодар:

 pochtovaja-karta-evropejskoj-rossii-11----2.jpg

 В настоящее время документальными подтверждениями этого маршрута ИТ являются заметки в Кубанских ведомостях, перечисляющие поломки на линии и Контрольные станции в Темрюке, Славянске, Екатеринодаре, а так же свидетельства старожилов ст. Новомышастовской, собранные местным краеведом В. Пухно. А вот с картографическими подтверждениями труднее: кроме Почтовой карты России больше ни одна карта не обозначает никаких телеграфных линий на участке Славянск - Екатеринодар. Впрочем, на генштабовской карте 1985 года заметен участок какого-то телеграфа между Новомышастовской и Краснодаром, проходящий по рисовым полям в аккурат вдоль бывшего Таманского тракта.

 0_a853e_c874b978_L.jpg

Генштаб, состояние местности на 1985г

К сожалению, строительство рисовой системы и распашка полей на данном участке совершенно уничтожили все артефакты и мы не можем даже установить, на каких опорах, деревянных или чугунных, была подвешена линия. Памятники сохранились лишь на побережье Азовского моря в виде арки здания ИТ в Темрюке и еще одного домика техобслуживания в Голубицкой. В г. Екатеринодаре не сохранилось ни одной опоры Сименсов, несмотря на то, что опоры электролинии - ровестники ИТ, относящиеся к 19 веку, до сих пор стоят в центральных районах города. 

3090475---.jpg      

Далее, перейдя за Кубань, Индотелеграф продолжал свое шествие через Тахтамукай, Отрадный, Шуваев, Новодмитриевскую, Григорьевскую в сторону Шабановского перевала. Картографических подтверждений этому множество, особенно на участке Ставропольская-Дефановская, где даже довоенный генштаб подписывал линию как "Бывший Англо-индийский телеграф", а послевоенный - отмечал её же как "недейств.". При внимательном рассмотрении послевоенного генштаба линию можно проследить от Ставропольской в сторону Краснодара до Отрадного. Далее линия телеграфа не видна уже нигде и нам приходится верить на слово путешественнику и краеведу С.В. Очаповскому, утверждавшему, что чугунные опоры ИТ тянулись вдоль дамбы Екатеринодар - Тахтамукай, где и на дореволюционных картах, и сейчас проходит дорога. Ныне старинная дорога от Отрадного на Новодмитриевскую, помнящая Ледовый поход генерала Корнилова, распахана. Зато начиная от х. Шуваев вплоть до побережья Индотелеграф оставил множество артефактов, хранящихся ныне во дворах хозяйственных григорьевцев, ставропольцев и шабановцев.

3186407.jpg

Геологическая карта нефтеносных слоев с линией ИТ Варениковская-Крымская      

Как раз в этом месте нужно упомянуть об одной загадке, которую ставит перед нами некая "Карта нефтеносных слоев Кубанской области", а так же довоенные карты РККА. Очевидно, срисованные с одного и того же топографического плана неизвестного происхождения, эти карты протягивают линию ИТ от Темрюка через ...Варениковскую в Крымскую, причем подписывают однозначно: "Бывш. Англо-Индийский телеграф". После Крымской подписанная линия теряется в железной дороге. Никаких документальных подтверждений существования ИТ в Крымске мы не имеем. Что это, растиражированная ошибка картографа или неизвестная нам дополнительная ветка Сименсов, проложенная по нефтеносным районам? Вопрос пока без ответа...

После Джубги, снабженной телеграфной станцией, Почтовая карта России окунает кабель ИТ в море и тянет его до самого Сухум-кале. Но в "Воспоминаниях" Вернер Сименс утверждает, что сухопутная линия уже была построена к 1870-му году, сохранились даже опоры в Новомихайловском и Туапсе, где согласно заметкам в Адрес-календаре, стояла контрольная станция. Почтовая карта была выпущена в 1871 году, значит ли это, что в то время эта часть линии не была еще заменена? Или наземная часть здесь была построена гораздо позже? Предположение пока только одно: составители Почтовой карты не успели нанести новую линию ИТ, видимо, еще не законченную, между Джубгой и Сухумом и оставили часть кабеля под водой.

В любом случае, картографические подтверждения маршрута ИТ по берегу Черного моря очень скудны и в настоящий момент представлены одной картой 1903 года, где обозначена "Контрольная станция Англо-Индийского телеграфа" в пос. Веселом, без самой линии.

И еще одна, очень наглядная карта 19 века показывает все основные линии, проходящие тогда через Кубань (предоставлена А.Куликовым):

Карта телеграфов

Прочитано 1796 раз Последнее изменение Среда, 02 марта 2016 06:42

Добавить комментарий

Защитный код