Вторник, 06 марта 2018 23:06

Десант Раевского в устье Туапсе

Автор
Оцените материал
(3 голосов)

 

В конце октября - начале ноября 1837 года, будучи в Геленджике, Николай 1 повелел: "... Эскадре с десантом первоначально идти к дальнейшему из предназначенных к занятию в будущем году мест, а именно к устью реки Туапсе..."

В походе принимали участие корабли Сухумской и Геленджикской эскадр под командованием М.П. Лазарева в составе:


84-пушечный линейный корабль "Силистрия" - капитан А.Б. Иванов, М.П. Лазарев, Н.Н. Раевский и художник Айвазовский;
"Адрианополь" - капитан Ф.И.Ратч, начальник 5 дивизии вице-адмирал М.А.Уманец
"Императрица Екатерина II" - капитан С.А.Стерлингов, командир сухумского отряда судов Ф.Г.Артюков;
"Султан Махмуд" - капитан А.С.Ушаков, командир отряда судов Абхазской экспедиции А.Г.Конотопцев, командир 1 бригады 20 пехотной дивизии А.И.Линген;
"Память Евстафия" - капитан П.И.Мессер;
"Чесма" - капитан П.А.Синицын;
74-пушечный линейный корабль "Иоанн Златоуст" - капитан А.И.Григорьев;
Фрегат "Агатополь" (Е.В.Путятин) и "Тенедос" (В.И.Полянский), "Штандарт" (С.Н.Абрютин) и "Браилов" (Ф.Ф.Матюшкин), "Фемистокл" (Н.Ф.Метлин) и "Луч" (А.И.Панфилов), пароходы "Северная Звезда" и "Громоносец", по пути к ним присоединились бриг "Меркурий" и транспорт "Чампон".

"Силистрия"


12 мая 1838 г эскадра подошла к пункту высадки десанта.
Пароход "Северная Звезда", на который перешли сухопутные начальники, прошел вдоль берега с целью лучшего изучения местоположения будущей высадки десанта и заодно выставил буйки, определяющие места постановки кораблей эскадры на якоря согласно диспозиции.


Долина р. Туапсе при устье имеет значительную ширину, которая увеличивается еще и тем, что с главной долиной сливаются две другие, составляющие русло реки Тешепс (ручей, протекающий вдоль нынешней ул. Ленина) и другого ручья, протекающего вдоль балки, обросшей лесом и делающей крутой поворот перед самым устьем (нынешняя ул. Рабфаковская). Морской берег представлялся довольно ровным и открытым. Долина была покрыта сплошными рощами лиственного мелколесья.


Местом десанта было определено подножье хребта, находящегося между речкой Тешепс и долиной другого ручья.
К 10 часам утра 12 мая 1838 г эскадра выстроилась согласно диспозиции, образовав полудугу от устья реки Туапсе до устья реки Псешиш (Паук). На оконечностях дуги стояли фрегаты. Имея на бортах всего 14 346 человек, эскадра готовилась к десанту.
По сигналу с "Силистрии" все гребные суда были немедленно спущены на воду, на них посажена часть войск, назначенных для первого броска. Гребные суда построились в две линии между кораблями "Адрианополь", "Память Евстафия" и "Силистрия". В первом ряду были помещены баркасы, имеющие на баке корронады. Второй ряд гребных судов был расположен в промежутках первого. Это позволяло обеим линиям гребных судов почти одновременно подойти к берегу.


После команды "Начать бой" - по первому выстрелу с "Силистрии" - эскадра открыла огонь по берегу и вела его в течение 15 минут. Действие огня 250 орудий эскадры столь ужаснуло готовящихся к обороне горцев, что они отдалились от берега на значительное расстояние и засели позади вала, нанесённого морским прибоем и усиленного завалами из деревьев.


Все гребные суда двинулись к берегу. Первая линия баркасов вела огонь на ходу из корронад. Подойдя к берегу и сделав несколько картечных выстрелов, гребцы подняли вёсла на валёк. Суда второй линии вошли в интервалы первой и войска десанта с криком "Ура" бросились в воду и достигли берега.
Генерал Раевский в белой рубашке с раскрытой грудью и в шароварах с шашкой через плечо, стоя в вельботе, опередил все гребные суда и первым ступил на берег.


Батальоны Тенгинского и Навагинского пехотных полков, Черноморского линейного батальона, составляя авангард, тронулись колонной и заняли возвышенный хребет прежде, чем отступившие горцы успели вернуться на оставленные рубежи. С прибытием второго рейса десантных войск был занят пониженный хребет, спускающийся между речкой Тешепс и балкой, напротив которой стоял линейный корабль "Императрица Екатерина II".


В 5 часов пополудни, ослабленный двумя атаками неприятель, прекратив перестрелку, начал удаляться.Заняв все выгодные высоты правого берега реки Туапсе, отряд десантных войск к 8 часам вечера расположился лагерем, уже обнесённым со всех сторон высокой засекой.


13 мая 1838 г войска начали вырубать лес и кусты для очищения лагерного места и усиливать ими засеку. В полдень приехали в дагерь два горских старшины для выкупа убитых горцев и обозрения лагеря. Раевский принял их и возвратил тела без выкупа. Он объяснил им выгоды, которые они будут иметь, прекратив сопротивление, пообещав, что при каждой крепости будут устроены базары.


В 75 саженях от моря на площадке пониженного хребта Раевский приказал рыть колодцы. Эта попытка оказалась успешной - найдена вода, а посему было принято решение о строительстве укрепления именно на этом месте. На рейде Туапсе стали скапливаться суда, привозившие материалы для строительства форта. Инженерные войска и сапёрные батальоны приступили к строительству намеченного берегового укрепления.

 

(Из книги Г.Н.Салова "100 лет славных дел" об истории Туапсинского порта, 1998)
 

Прочитано 461 раз

Добавить комментарий

Защитный код

Комментарии

Марта

Мне понравилась книга Салова, которую мне совершенно случайно подарили добрые люди, выудив из кучи ненужных вещей. Видимо, в прошлом военный моряк, автор подробно и чётко излагает события, не ленясь каждый раз упоминать не только дату, но и год. А также полные названия кораблей: не просто "Силистрия", а "линейный корабль Силистрия" и т.п. Выудил фамилии капитанов, полные имена и отчества. Нарисовал схему десанта, опираясь на документы из Военно-морского архива. Дотошный товарищ и отличная работа!

К сожалению, как и у всех краеведов, проблемы с точным указанием источников.