Воскресенье, 23 июля 2017 12:42

Кубанские дольмены

Автор
Оцените материал
(2 голосов)

Дольмен Гузерипль 1, общий вид с юго-западной стороны

Дольмены - это каменные сооружения разнообразные по форме и размерам, сделанные из монолитных глыб, плит или блоков различных горных пород (песчаник, известняк, сланец, мергель, конгломерат, туф и туффит), пригнанных плотно друг к другу насухо в форме полого прямоугольного параллелепипеда, усеченной четырехугольной пирамиды, цилиндра и пр. В одной из стенок этих сооружений, как правило, сделано небольшое отверстие, некогда закрытое подогнанной каменной пробкой или плитами. Общий вес одного дольмена может колебаться от 10-15 до нескольких десятков тонн, вес одной только плиты может составлять от 3-4 до 30 тонн. Дольмены являются памятниками археологии и локализуются в нескольких регионах РФ (Крым, Урал, Западный Кавказ), Закавказья (Армения и Грузия), а также в других местах Евразийского материка и северной части Африки.


В современной археологии время возникновения мегалитической культуры Западного Кавказа, датируется, примерно, (?) 3200 (3000) годом до н.э., т.е. древнейшими являются дольмены, возраст которых составляет более 5 тыс. лет. С середины 2 тыс. до н.э. традиция строить дольмены на Западном Кавказе постепенно прекратилась. Но дольмены использовались до V-ХII веков для вторичных захоронений. Есть сведения, что составные гробницы сооружались в верховьях Кубани и в ХVIII веке. Надо полагать, что дольмены строились как культовые сооружения, служившие местом погребения.


В представленной статье, рассматривается версия образования районов обособленной концентрации мегалитических сооружений на территории Западного Кавказа. Еще в 1904 году на Северо-Западном Кавказе Фелицын Е.Д., выделил три района местонахождения дольменных сооружений: а) Черноморского побережья, между реками Сукко и Псезуапсе; б) Анапско-Пшишский, между верховьями рек Котлома и Пшиш; в) Белореченско-Лабинский в междуречье Белая и Лаба [6]. Дольмены им были разделены на районы по географическому положению, с целью упорядочения их описания. «Дольмены Абхазии стали известны науке поздно - в 1907 году - благодаря разведкам А.А. Миллера» [4]. В 1910 году Щербина Ф.А., писал уже о «...пяти географических районах, на которые можно подразделить местности с кавказскими дольменами ...» [7].

рис. 1


Марковин В.И. на Западном Кавказе описал два ареала расположения дольменов: 1. Северо-западный район, начинается с долины реки Псоу включительно, простирается на север до горного Закубанья и на северо-запад до полуострова Тамань, здесь встречаются все типы западно-кавказских дольменов; 2. Юго-восточный район, расположен за долиной реки Псоу на территории Абхазии, здесь известны «лишь плиточные» дольмены [3]. Дольмены из больших плит в Абхазии, сооружены в основном из известняка, который здесь широко представлен, из-за его мягкости и хрупкости, мегалиты других типов, как и в других местах Западного Кавказа, не строились.


Резепкин А.Д. также изучал вопрос районов концентрации дольменов Западного Кавказа. По принципу относительной плотности, т.е. по степени насыщенности той или иной территории мегалитическими сооружениями, им было выделено пять районов 1. Белореченско-Лабинский, 2. Шапсугский, 3. Черноморский, 4. Туапсинский, 5. Абхазский [5].


В 2016 году Кудин М.И., публикует карта-схему распространения дольменов Западного Кавказа, где он выделяет следующие районы 1. Центральный, 2. Причерноморский, 3. Абхазский, 4. Шапсугский, 5. Белореченско-Лабинский. Он предполагает, что традиция строить дольмены на Западном Кавказе берет свое начало в Туапсинском районе. [1]

 

рис.2 Кудин М.  Карта локальных вариантов дольменной культуры Западного Кавказа (источник)


На самом деле, если внимательно посмотреть на карте-схеме расположения дольменов Западного Кавказа, составленных Лавровым Л.И. [2] и Марковиным В.И. [3, 4], на них визуально выделяются четыре крупных обособленных района сосредоточения этих памятников. Места концентрации дольменов можно назвать современными географическими терминами, указав какие наиболее известные речные долины входят в выделенные районы:


1. Северо-Западный район или Абинско-Геленджикский, расположен на северном склоне Западного Кавказа и вдоль Черноморского берега в горной части речных долин и их водоразделах. Включает долины следующих рек Баканка (Крымский район), Абин, Бугундырь, Ахтырь, Хабль (Абинский район), Иль, Убин (Северский район), Котлома, Сукко (городской округ Анапа), Озерейка, Цемес (городской округ Новороссийск), Мезыб, Пшада, Вулан (городской округ Геленджик), Джубга (Туапсинский район);


2. Восточный район или Майкопско-Мостовской, находится на северном склоне Западного Кавказа в междуречье Белой и Лаба, здесь мегалиты расположены в долинах указанных рек, их притоках и водоразделах;


3. Центральный район или Туапсинско-Лазаревский, протянулся вдоль Черноморского берега, включает долины следующих рек Псебе, Небуг, Агой, Туапсе, Шепси, Аше, Куапсе, Псезуапсе, Цусхвадж, Чухукт, Шахе и их водоразделы, а также дольмены в верховьях реки Пшиш и реки Псекупс от верхнего до среднего течения, расположенных на северном склоне Западного Кавказа;


4. Юго-Восточный район или Абхазо-Адлерский, расположен вдоль Черноморского берега между долинами рек Мзымта (Российская Федерация) и Галидзга (Республика Абхазия). В этом районе особняком, выделяются некоторые мегалиты долины реки Мзымта и её водораздела с рекой Псоу, это так называемые колодце-образные составные плиточные или подземные гробницы.

http://arheologija.ru/wp-content/uploads/dolmenyi-zapadnogo-kavkaza.jpg

рис. 3 Марковин В.И. Картосхема распространения дольменов на Западном Кавказе


Второе название районам, дано по административной принадлежности, с указанием двух территорий с наибольшим количеством дольменов.
К выделенным районам сосредоточения западно-кавказских дольменов, можно добавить и расположенные в непосредственной близости. Это мегалитические районы в Закавказье — на территории Армении и Грузии, Крыму РФ и мегалиты северо-восточной части Балканского полуострова (Болгария и Турция). Родство крымских мегалитов с западно-кавказскими, подтверждено многими археологами и историками. О родстве Западно-Кавказских и Закавказских мегалитов высказал свое предположение Марковин В.И. «не исключено, что между строителями западно-кавказских дольменов и закавказских (армянских) мегалитов все же могли иметь место какие-то контакты» [3].

рис. 4 Лавров Л.И. Карта расположения дольменов Западного Кавказа

 


На «Картосхеме районов локализации дольменов Западного Кавказа», рис. 1, цифрами 1, 2, 3, 4, обозначены соответственно Северо-Западный, Восточный, Центральный и Юго-Восточный районы.

Странным кажется, что между выделенными районами прерывается или значительно уменьшается частота построек мегалитов. Объяснить это только отсутствием необходимых горных пород пригодных для строительства дольменов нельзя. Т.к. на всей территории распространения мегалитов на Западном Кавказе, за редким исключением, горных пород пригодных для их сооружения достаточно. Нет и не было между, выделяющимися районами сосредоточения дольменов и непреодолимых природных препятствий. Например, высоких неприступных гор, огромных полноводных рек с ущельями, больших озерных котловин и др., которые бы своими естественными границами, ограничивали сообщение между ними. Дольмены строились, как правило, в горной части Западного Кавказа. Основным ограничением при их сооружении в Восточном, Центральном и Юго-Восточном районах были абсолютные высоты, составляющие как правило до 1000 м, чуть выше строились единичные дольмены. Видимо, прежде всего, это было связано с погодно-климатическими условиями, которые с высот выше 1000 м, становились менее благоприятными.


Быть может, во время зарождения и развития традиции строительства дольменов на Западном Кавказе, формировались или уже существовали социальные общности, которые были разделены на четыре части, в границах указанных районов сосредоточения мегалитов. Деление территории, где существовала культура строителей дольменов, на районы, скорее всего, отражает этнические различия в этой общности Западного Кавказа. Видимо, в неё добровольно входило несколько племен, объединенных на основе единства мегалитических верований и взглядов, которые постепенно эволюционировали. Надо полагать, что развитие некоторых этносов Западного Кавказа началось с союза протокиммерийцев (горных и степных — дольменная и катакомбная культуры) или синхронно с ними. Уже, довольно давно, многие археологи и исследователи отождествляют дольменную и катакомбную культуры, этническая принадлежность этих культур определена как индоевропейская.


Не везде сразу, в рассматриваемом ареале распространения дольменов Западного Кавказа, стали одновременно строить мегалиты. Нужно было какое-то время, чтобы охватить эту горную территорию мегалитической идеологией. Поэтому в уже существовавших разноязычных этнических районах, постепенно, складывались центры дольменостроения, где разновременность создания мегалитов, явилась одной из причин повлиявших на их архитектурные различия. Старшинство и последовательность их присоединения к мегалитической традиции, может показать их датировка, которая укажет в каком именно районе «начиналось» дольменостроение Западного Кавказа.


По предположению автора, зародилась культура строителей дольменов на Западном Кавказе в Восточном районе. Затем мегалитическая традиция охватила Центральный район. После этого вдоль морского побережья традиция строить дольмены, переместилась юго-восточнее до территории современной долины реки Галидзга и юго-западнее до полуострова Абрау. Здесь сформировались Юго-Восточный и Северо-Западный районы сосредоточения дольменов. А с Северо-Западного района традиция, строит мегалиты, перешла на территорию горного Крыма, его можно считать пятым периферийным районом, тяготеющим к ареалу мегалитической культурой Западного Кавказа.


У дольменов разных районов, можно обнаружить технологические особенности, отличающие их, например, входное отверстие имеет различную конфигурацию (круга, овала, арки, квадрата) и размеры. Или различные наклоны вертикальных боковых плит у мегалитов преобладающей конструкции, сделанных из больших плит и др. Даже простое внешнее отличие дольменов в разных местах горной части Кубани, обращает на себя внимание, как, например, жилые дома или кладбища у разных народов.


Так среди, сохранившихся мегалитов Восточного района, можно выделить пять, расположенных здесь в разных местностях, но не имеющих себе аналогов в других районах локализации дольменов. Три из них выделил Марковин В.И. [3], это Гузерипльские дольмены № 1, № 2 и Кизинский дольмен № 528. Он их относил к «дольменам с ложным сводом (вернее, с перекрытием, близким к ложному своду)». К этому же типу составных дольменов можно отнести мегалит Дудугуш 1, расположенный в долине реки Белой недалеко от села Хамышки. И пятым, можно считать, дольмен, описанный Фелицыным Е.Д. [6] в Дегуакской группе мегалитов у станицы Даховской, его характерные черты, соответствуют предыдущим. Этот дольмен имел большие размеры, где задняя стенка погребальной камеры, имела необычную дугообразную форму. Длина внутри камеры достигала 5,4 м и ширина в передней части 3,3 м. Стены его составлены из уложенных ярусами, один на один камней, т.е. это был составной дольмен. Видимо, эти мегалиты были не гробницами, а являлись прообразами святилищ или храмов и эту функцию они несли изначально.

Дольмен Гузерипль 1, вид с восточной стороны

Дольмен Гузерипль 1, вид с западной стороны

Наличие начертаний (петроглифов) на каменных плитах дольменов, может быть так же характерным признаком для выделения определенного района, этим, особенно, заметно выделяется Северо-Западный район. Или наличие рисунков, в мегалитических гробницах, которые были сделаны краской на их внутренних стенках, обнаруженные Резепкиным А.Д. в урочище Клады. Эти рисунки засвидетельствованы в Восточном районе локализации западно-кавказских мегалитов. Следует отметить, что рисунки на внутренних стенках мегалитов обнаружена и в Крыму.


Встречается и удивительное сходство некоторых мегалитов, сооруженных в разных районах сосредоточения дольменов Западного Кавказа. Общим для всей территории нахождения дольменов можно считать их ориентацию, так как многие исследователи указывают, что повсеместно они строились, как правило фасадом (входом) открытому пространству. Это говорит о единстве мегалитической культуры и взаимных связях внутри её, а также проживании этносов соседних районов на территории друг друга, где они строили характерные для себя конструкции мегалитов. Возможно, сооружение очень похожих дольменов, в разных районах, являлось символическим подтверждением братства (содружества) одной мегалитической идеологии разноязычных племенных групп. Мегалитическую культуру Западного Кавказа Марковин В.И. считал единой.


Например, дольмен расположенный в верхнем течении реки Пшенахо, один из истоков реки Туапсе, имеет для Центрального района редкую, в виде арки (полукруга), конфигурацию входного отверстия (лаза). Такая форма входного лаза широко распространена в Восточном районе, например, в группах мегалитов Богатыркая Поляна или Кизинская (междуречье Белой и Лаба), удаленных от дольмена в долине реки Пшенахо, примерно, на 90 км.
Или другой пример, описанный Фелицыным Е.Д., в станице Шапсугской (Кубанская область) «во дворе казака Шапирко был правильной шестигранной формы дольмен. Каждая его стена была сложена из двух грубо обтесанных плит, поставленных одна на другую, как бы в два яруса. Подобный же шестигранный дольмен найден был мною на Дегуакской поляне близ станицы Даховской (долина реки Белой). Оба они … сверху накрыты большими и толстыми каменными плитами круглой формы» [6]. Расстояние между этими дольменами с круглым перекрытием, расположенными один в Северо-Западном другой в Восточном районах, составляет 176 км.


Или ещё, пример, схожести трех, но уже корытообразных дольменов (полумонолитов), имеющих асимметричное построение фасада с тремя пилястрами. Это явление редкое для корытообразных дольменов в частности и отсутствует у дольменов других конструкций вообще. Так, один такой мегалит расположен на северной окраине села Хамышки (Восточный район) в долине реки Белой, другой в Центральном районе недалеко от села Солоники в долине реки Цусхвадж, впадающей в Чёрное море. Удалены эти дольмены друг от друга, примерно, на 65 км. В Солохаульской группы мегалитов в долине реки Шахе, расположенной в Центральном районе, есть также очень похожий на указанные мегалиты корытообразный дольмен.

 Марковин В.И. Корытообразный дольмен на склоне горы Виноградной


Следует учитывать и то, что на конструктивные (архитектурные) различия западно-кавказских дольменов в разных районах, повлияли и горные породы из которых они делались. Например, известняки или песчаники, горные породы из которых в основном возводились мегалиты, в разных местах Западного Кавказа и горного Крыма, имеют различные свойства, что влияло на размеры дольменов, толщину плит из которых они строились, тип сооружения (составной, корытообразный или монолит), их долговечность, и др. Или, например, большинство корытообразных дольменов, в основном, сосредоточены в Центральном районе. Здесь естественные горообразовательные процессы в среднегорном рельефе Большого Кавказа, обнажили на поверхности многочисленные скальные выходы, которые использовались для сооружения мегалитов указанного типа.

Корытообразный дольмен из Солохаульской группы


Такова в общих чертах реконструкция образования районов обособленной концентрации дольменов Западного Кавказа, в эпоху бронзы. Реконструкция основана на данных разных археологов и историков, мнения которых зачастую не совпадают, поэтому вызовет споры, но кто-то в ней усмотрит рациональные крупицы, позволяющие понять древнейшую историю Кубани, Западного Кавказа и юга России.

Литература:
1. Кудин М.И. Туапсинский район — центр дольменной культуры Западного Кавказа. Сайт «Сочиновед», 01.09. 2016.
2. Лавров Л.И. Дольмены северо-западного Кавказа. Труды Абхазского института языка, литературы и истории им. Д.И. Гулия. Выпуск ХХХI. Сухуми, 1960.
3. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М., 1978.
4. Марковин В.И. Очерк изучения дольменов Прикубанья и Причерноморья. Сборник материалов по археологии Адыгеи, том III. Майкоп, 1972.
5. Резепкин А.Д. К вопросу о классификации дольменов и погребальном обряде «дольменной культуры». Сборник. Памяти Александра Александровича Формозова (1928-2009). М., 2010.
6. Фелицын Е.Д. Западно-Кавказские Дольмены. Материалы по археологии Кавказа. Вып. 9. М., 1904.
7. Щербина Ф.А. История Кубанского Казачьего Войска. Том I. Екатеринодар, 1910.

Приведенный очерк, является частью одной из глав рукописи о дольменах Кубани. Очерк опубликован в сборнике материалов Международной научно-практической конференции IХ Твердовские чтения. Краснодар, 2017.

Автор очерка Ковешников В.Н. город Краснодар, картосхема и фото автора.

 

Прочитано 174 раз Последнее изменение Суббота, 29 июля 2017 17:19

Добавить комментарий

Защитный код