История черноморского пиратства в датах 13-15 век История черноморского пиратства в датах 15-19 века.
Залуживает внимания история Сущева Н.Н., лейтенанта русского корабля "Силистрия" из его записок об укреплениях от Анапы до Гагры:
Какой-то херсонский купец пробирался на маленькой шхунке в Сухум с красным товаром. После свежего ветра сильная зыбь прижала его к кавказскому берегу. Солнце садилось уже, когда он находился близ мыса Адлер. Тогда увидел он большую, длинную чикчерму, наполненную вооружёнными горцами и идущую от берега прямо на его шхуну. У него было всего семь человек команды, но все парни крепкие и надёжные. Смышлён народ православный, а коли на море побывал или за морем помотался, так уж куда не легко заманить его в западню. Так и наш бородач, видя пред собою беду неминучую, задумал попытать счастья, развернул умком, да и принялся за дело. Двух молодцев поставил к якорю для отдачи по приказанию; двум велел подготовить наверху камень весом пудов в 10-ть. Для себя же с остальными ребятами припас топоры и самое беспардонное оружие херсонцев – шестифутовые дубинки. Устроив такое приличное угощенье, он приказал вынести на показ весь товар, ткани, материи. Сам же, сняв шапку и низко кланяясь подходящим гостям, упрашивал их знаками войти на шхуну; показывал, что корма шибко бьётся на зыби и зазывал их к носу под якорь, откуда и бросил им конец. Корсары кавказские попались на удочку, и довольные встречею с таким простаком, все ухватились за конец, брошенный с носу. Но лишь только чикчерма подошла при сильной зыби под скулу шхуны, и нос её поднялся, херсонец мигнул ребятам, чтобы отдали якорь. Он полетел по головам главной кучи и проломил переднюю часть чикчермы, погрузился с нею в воду. Огромный камень, удачно пущенный с размаху вслед за тем, дополнил внезапное поражение хищников, а освирепевшие парни с поднятыми топорами и дубинами, привели в такое замешательство остальных, что все, у кого доставало силы и присутствия духа, бросились вплавь к берегу. Плавающих кругом борта ребята метко кончали каменьями. Ни один не смог подняться на шхуну, кроме девяти утопавших и моливших о пощаде, которых мужик позволил вытащить и благополучно доставил в Херсон. Он получил медаль за это разумное дело.
Дальнейшие военные события на Черном море вносят полную путаницу в терминологию: кого же на самом деле можно назвать "пиратами"? Существует множество сторонников такой точки зрения, что горцы не были пиратами, а всего лишь "защищали" родную землю от русской военной интервенции. Но тогда пиратскими становятся русские корабли, во время кавказской войны занятые исключительно блокадой черноморского побережья и захватом турецких контрабандных судов, перевозивших горцам оружие и занимавшихся работорговлей.
Прекращению пиратства среди черкесов положили Азовские казаки. По предложению Н.Н. Раевского их "направили в командировку" по укреплением Черноморской береговой линии. По одной команде из 20 человек на укрепление с одной "мальтийской лодкой", вооруженной фальконетом на носу. И это позволило уничтожить пиратство к 1841 году полностью.
Окончание Кавказской войны и присоединение Кавказа к России означало и конец пиратства на Черном море. Но...
В августе 2009 года грузинские пограничные катера арестовали турецкий танкер "Buket", перевозивший в Абхазию бензин и дизельное топливо. Экипаж был оштрафован, судно конфисковано и выставлено на аукцион, капитан посажен в тюрьму на 26 лет... Что это, обычный таможенный конфликт или возрождение пиратства?