Погибшие самолеты

Мало кому известно, что крупнейшее в истории войн воздушное сражение развернулось в небе Кубани.  По своему масштабу его можно сравнить с Курской битвой с той лишь разницей, что вместо тысяч танков, в смертельной схватке сошлись тысячи самолетов.

Основной накал воздушных сражений пришелся на весну 1943 года на Таманский полуостров, но и в небе над Кубанью и Черноморским побережьем, наши авиаторы проявляли образцы мужества и героизма. Победа досталось нам дорогой ценой, более 1000 пилотов не вернулись с боевых заданий.

Кубанскими поисковиками, на сегодняшний день, отработаны места падения 200 самолетов. О поисках и находках, о наших экспедициях, мы расскажем вам в этом разделе.

5046322ano 57134

Началом этому разделу на нашем сайте, послужила находка участниками проекта "Территории Поиска" останков самолета. По фотографиям частей, сделанными нами, тип боевой машины, был определен подключившимся к поиску Евгением Порфирьевым. Это был истребитель ЛаГГ-3. Благодаря опыту Жени, его громадным наработкам, началась работа по этому самолету...

Евгений Порфирьев. Первая поисковая экспедиция в августе 1985 года. С тех пор лично принимал участие в подъеме более 5200 бойцов, почти 400 имен установлено. Автор нескольких книг.


1. Личные опознавательные знаки армий участниц Битвы за Кавказ.

2. Битва за небо (Битва за Кавказ сквозь призму воздушных боев и поисковую работу)

3. Крещение огнем (книга посвящена 3 истребительному корпусу за период его пребывания на Кубани 19.04 - 07.06.1943 г.;

 

разделы

Карточки самолетов

В этом разделе будут приведены краткие информационные  данные по погибшим самолетам, пилотам, экипажам.

Все самолеты в этом разделе, а так же статьи в разделе "Крылья войны",  привязаны к Карте мест падений самолетов

Просьба ко всем, кто владеет любой дополнительной информацией. В конце каждой карточки самолета, есть форма добавления комментария. В ней вы можете написать то, что вам известно именно по этому самолету, пилоту, экипажу.

Мы будем признательны и благодарны за любые сведения.  

В  разделе содержатся сведения о самолётах, по которым не сделаны отдельные статьи, и которые не отражены в разделе Крылья войны нашего форума

 

Просмотр материалов ...
Воскресенье, 23 августа 2015 21:53

Ил-2 из Керченского пролива, экипаж

Автор
Оцените материал
(2 голосов)

IMG 67230001 f919c  

В середине августа 2015 года в дно Керченского пролива была вбита первая опора мостового перехода, который уже через три года соединит Крымский полуостров с материковой частью Российской Федерации.

Вторник, 14 апреля 2015 10:12

Последняя штурмовка "Чайки"

Автор
Оцените материал
(1 Голосовать)

DSC038180001 ed5a6

Август 1942 года стал одним из самых тяжелых периодов Туапсинской оборонительно операции. Советские войска уже оставили Краснодар и с боями отходили к перевалам Главного Кавказского хребта. В конце месяца бои завязались на окраинах Горячего Ключа и ст. Хадыженской. Враг всеми силами пытался на плечах отступающих советских войск прорваться к Туапсе и лишить Черноморскую группу войск стратегически важного порта, тем самым перерезать морские коммуникации.Наши войска цеплялись за каждую высоту, за каждый метр родной земли. Авиации 5-й воздушной армии всеми силами поддерживала сухопутные части Красной Армии.

Среда, 04 февраля 2015 13:15

Четыре отважных капитана

Автор
Оцените материал
(1 Голосовать)

gen2 87647

Один из боевых эпизодов воздушных сражений в небе Кубани.

В нем звучат фамилии летчиков, судьбу которых мы сейчас пытаемся установить. Мы ищем и находим их самолеты, собираем документальные и литературные сведения, сопоставляем наши находки и факты.

Идет обычная поисковая работа. А пока, воспоминания однополчан рассказывают нам о них, как о людях. О том, как они жили, сражались и умирали. Как смеялись, шутили, грустили, поминали погибших товарищей. И воевали.

Этот случай описанный в своих мемуарах однополчанином летчиков Анатолием Ивановым был опубликован во фронтовой газете.

Статья называлась  "Четыре отважных капитана"

Понедельник, 02 февраля 2015 23:21

Последний полет "Пешки"

Автор
Оцените материал
(1 Голосовать)

IMGP65240002 32dc2

Очередная экспедиция "Кубанского плацдарма". Люди несколько дней работают на раскопе. Из под земли, из прошлого, поднимается бомбардировщик Пе-2 и его экипаж...

Сложная оперативная обстановка, складывающаяся под Новороссийском во второй половине апреля 1943 года, вынуждала наше командование дополнительно перебрасывать на Кубань не только истребительные дивизии, но и бомбардировочные. Как и в случае с истребительной авиацией, в бомбардировочных полках наблюдался острый дефицит современных самолетов. В этот период бомбардировочная авиация 4 и 5 воздушных армий была представлена машинами с которыми немногим менее года назад вступила в Битву за Кавказ. 

Пятница, 23 января 2015 22:53

Таран Шапошникова, герои ВВС ЧФ

Автор
Оцените материал
(6 голосов)

 38912 265eb

О судьбе капитана, а потом рядового-штрафника Шапошникова, о его последнем воздушном бое наконец удалось выяснить почти все. Отрядом "Кубанский плацдарм" найден самолет летчика-черноморца, найдены его останки.

Свой следующий рассказ я хочу посвятить именно летчикам ВВС Черноморского флота, сражавшихся в небе Кубани. Ранее нам неоднократно приходилось находить места падения флотских самолетов, о чем я уже писал в своей книге «Битва за небо», изданной в 2012 году. Теперь речь пойдет о самолетах морской авиации, обнаруженных при проведении поисковых работ в сезоне 2014 года.

Понедельник, 12 января 2015 23:41

Фокке Вульф Fw-58 под Дюрсо

Автор
Оцените материал
(1 Голосовать)

Редкая птица в военном небе Кубани

В первых числах января 2015 года мы решили открыть сезон полевых поисковых работ на местах падения самолетов. Еще в декабре 2014 года была предпринята попытка разыскать на склонах одной из высот в районе посёлка Дюрсо очередное место падения. Тогда мы вышли в район предполагаемого поиска и даже нашли несколько фрагментов авиационного дюраля, но все они были найдены вдоль старой заросшей дороги и скорее всего были потеряны теми, кто много лет назад вывозил обломки. 


ЛаГГ-3 №2483

Координаты: N44.18328, Е39.09353  Дополнительные сведения - в материале.

Пос. Агуй-Шапсуг. Самолет разбился в 1943 году. Останков нет, пилот жив.

Летчик Панов Борис Яковлевич

Воскресенье, 14 декабря 2014 22:11

Як-1 пилота Адамчука

Автор
Оцените материал
(0 голосов)


14.12.2014 г. наша геленджикская группа, представленная ВПЦ «Подвиг», обнаружила и обследовала место падения советского самолета примерно в 1 км от Кабардинского перевала.

Крупные фрагменты самолета были давно вывезены лесорубами и скорее всего сданы в металлолом. Но, на этот раз нам повезло: на глубине 1,5 метра в земле торчал прекрасно сохранившийся мотор М-105. В развале двигателя располагалось бортовое вооружение: 20-мм пушка ШВАК.

Страница 1 из 3