Мало кому известно, что крупнейшее в истории войн воздушное сражение развернулось в небе Кубани. По своему масштабу его можно сравнить с Курской битвой с той лишь разницей, что вместо тысяч танков, в смертельной схватке сошлись тысячи самолетов.
Основной накал воздушных сражений пришелся на весну 1943 года на Таманский полуостров, но и в небе над Кубанью и Черноморским побережьем, наши авиаторы проявляли образцы мужества и героизма. Победа досталось нам дорогой ценой, более 1000 пилотов не вернулись с боевых заданий.
Кубанскими поисковиками, на сегодняшний день, отработаны места падения 200 самолетов. О поисках и находках, о наших экспедициях, мы расскажем вам в этом разделе.
Началом этому разделу на нашем сайте, послужила находка участниками проекта "Территории Поиска" останков самолета. По фотографиям частей, сделанными нами, тип боевой машины, был определен подключившимся к поиску Евгением Порфирьевым. Это был истребитель ЛаГГ-3. Благодаря опыту Жени, его громадным наработкам, началась работа по этому самолету...
Евгений Порфирьев. Первая поисковая экспедиция в августе 1985 года. С тех пор лично принимал участие в подъеме более 5200 бойцов, почти 400 имен установлено. Автор нескольких книг.
1. Личные опознавательные знаки армий участниц Битвы за Кавказ.
2. Битва за небо (Битва за Кавказ сквозь призму воздушных боев и поисковую работу)
3. Крещение огнем (книга посвящена 3 истребительному корпусу за период его пребывания на Кубани 19.04 - 07.06.1943 г.;
В этом разделе будут приведены краткие информационные данные по погибшим самолетам, пилотам, экипажам.
Все самолеты в этом разделе, а так же статьи в разделе "Крылья войны", привязаны к Карте мест падений самолетов
Просьба ко всем, кто владеет любой дополнительной информацией. В конце каждой карточки самолета, есть форма добавления комментария. В ней вы можете написать то, что вам известно именно по этому самолету, пилоту, экипажу.
Мы будем признательны и благодарны за любые сведения.
В разделе содержатся сведения о самолётах, по которым не сделаны отдельные статьи, и которые не отражены в разделе Крылья войны нашего форума
«Летающий танк» - именно такое прозвище придумали для своего детища конструкторы ставшего легендарным советского штурмовика Ил-2. Он стал самым массовым военным самолетом в истории. За годы Великой Отечественной войны было изготовлено более 36 тысяч экземпляров этой машины. Правда в войсках за ним закрепилось другое название – «горбатый».
Еще несколько прозвищ придумали для него те, на чьи головы он обрушивал бомбы и огонь своих пушек. Эффективность Ил-2 как штурмовика переднего края была настолько высока, что фашисты называли его «черная смерть» или «мясорубка».
В ходе одной из таких экспедиций, проводимой нами в ноябре 2014 года вблизи пос. Виноградный Крымского района в полосе наступления 1-й особой дивизии ВВ НКВД, возле передовой линии траншей было обнаружено место падения самолета. Воронка оказалась довольно глубокой, отдельный фрагменты самолета ушли в землю почти на 5 метров. Светового дня не хватило чтобы извлечь из раскопа все обломки и завышающая часть работ происходила при свете автомобильный фар. Самолет явно был немецкого производства, на что указывали покореженные от удара и последующего взрыва боеприпасы бортового вооружения калибра 7.92 мм.
Як-1б 1943 г.
Координаты: N44.8283, E38.00000
Дополнительные сведения - в материале.
Не вернулся с боевого задания. 29.04.1943 г. Самолет, останки пилота обнаружены и опознаны.
Як-1б
Координаты: N44.79694, E38.38694
Дополнительные сведения - в материале.
В мае 2014 года, при поисках места падения Пе-2 Галкина и Джабадари под Хадыженском, проектом "Территории Поиска" и ПО "Кубанский плацдарм" был обнаружен разбившийся в войну бомбардировщик ДБ-3, с останками экипажа. Несколько выходов на место падения, архивная работа, поиск родственников летчиков, позволили установить время и обстоятельства гибели боевой машины, установить судьбы экипажа, вернуть пропавших без вести...
Як-1б №27120
Координаты: N44.70953, E37.8799
Дополнительные сведения - в материале.
Не вернулся с боевого задания. 21.04.1943 г. Самолёт установлен. Пилот погиб. Останки сгорели в пожаре.
Як-1б 1943 г.
Координаты: N44.79235, E37.95803
Дополнительные сведения - в материале.
Не вернулся с боевого задания. 20.04.1943 г. Самолет, останки пилота обнаружены и опознаны. Захоронен в г.Геленджик.
Як-1б 1943 г.
Координаты: N44.82113, E37.94707
Дополнительные сведения - в материале.
Не вернулся с боевого задания. 02.05.1943 г. Самолет, останки пилота обнаружены и опознаны. Захоронен в г.Геленджик.
В апреле 2014 года нам поступила информация о том, что в станице Эриванская Абинского района живет человек, который может показать в горах место падения советского самолета. Мы не стали откладывать дело в долгий ящик и в ближайшие выходные решили это проверить. В свои 74 года Николай Петрович чувствовал себя в горах, как дома и передвигался по пересеченной местности так, что могли бы позавидовать и молодые. Впервые на месте падения самолета он побывал сразу после войны. Еще в детстве, от старших товарищей слышал историю об обстоятельствах его гибели, о том, как немецкий самолет, практически в упор расстрелял советский истребитель. Плотность огня была такова, что прямо в воздухе от самолета оторвались крылья, и неуправляемая машина рухнула в горы. Вездесущие мальчишки первыми прибежали к месту падения и обнаружили рядом с обломками самолета обгоревшее тело пилота.
И-16, г.Колдун Координаты: N44.65592, Е37.71168
Дополнительные сведения: В материале
Гора Колдун. Пилот погиб. Сбит в воздушном бою 11.02.1943 года.
Ме-110 № 4356
Координаты: N44.45207, Е39.13977
Дополнительные сведения: в материале.
Не вернулся с боевого задания 08.10.1942 г. Экипаж погиб. Номер самолета и экипаж установлены в марте 2014 года.
Ме-110 №4612
Координаты: N44.20763, Е39.31637
Дополнительные сведения: В материале.
Упал 18 ноября 1942 года на юго-восточном склоне горы Семашхо. Экипаж остался жив.