Вторник, 14 апреля 2015 10:12

Последняя штурмовка "Чайки"

Автор
Оцените материал
(1 Голосовать)

DSC038180001 ed5a6

Август 1942 года стал одним из самых тяжелых периодов Туапсинской оборонительно операции. Советские войска уже оставили Краснодар и с боями отходили к перевалам Главного Кавказского хребта. В конце месяца бои завязались на окраинах Горячего Ключа и ст. Хадыженской. Враг всеми силами пытался на плечах отступающих советских войск прорваться к Туапсе и лишить Черноморскую группу войск стратегически важного порта, тем самым перерезать морские коммуникации.Наши войска цеплялись за каждую высоту, за каждый метр родной земли. Авиации 5-й воздушной армии всеми силами поддерживала сухопутные части Красной Армии.

 

25.08.1942 г. группа пилотов 482 ИАП получила задание штурмовать колонну противника, движущуюся по дороге в направлении Горячего Ключа. Это был один из крайних вылетов полка на Кубани. Уже в начале сентября оставшиеся самолеты И-153 будут переданы в распоряжение 931 ИАП, а пилоты убудут на переформирование и следующий раз окажутся в действующей армии только в июле 1943 года под Курском на новеньких Ла-5.
А пока группа «Чаек» на бреющем полете утюжила повозки и грузовики с немецкими солдатами. Вся дорога оказалась укутана клубами пыли от разрывов реактивных снарядов и дымом от горящих машин. Ожесточенно огрызались вражеские зенитки. На первом же заходе осколками зенитного снаряда повредило мотор на самолете штурмана полка старшего лейтенанта Кулиш. Он вышел из боя и попытался дотянуть плохо слушающуюся машину на свою территорию. В районе села Полковничье мотор заглох и пилот принял решение сажать самолет на вынужденную посадку. Для этого как нельзя лучше подходит ровная поляна у подножия горы Три Брата вытянутая вдоль берега реки Псекупс. И в этот момент на беззащитный самолет из облаков обрушились сразу 9 Ме-110. Объятая пламенем «Чайка» начала разваливаться на части прямо в воздухе и упала на одной из трех вершин горы Три Брата.
Очевидцами этого боя стали жители села Полковничье. Через четыре дня, когда пожар на месте падения прекратился, они были первыми, кто оказался на месте катастрофы.
За прошедшие десятилетия местными властями неоднократно предпринимались попытки установить имя Героя, но все они не увенчались успехом. Пока к нам не обратился краевед из села Горское Владимир, который более 10 лет искал документы, пытаясь установить и увековечить имя летчика.
Совместный выезд поисковиков «Кубанского плацдарма» и волонтеров проекта «Территория поиска» состоялся 11 апреля 2015 года. С первого взгляда стало понятно, что обломки принадлежат самолету И-153. Разброс фрагментов был достаточно большой. Отдельные обломки встречались на удалении до 400 метров от места падения передней части самолета. Алюминиевых частей конструкций «Чайки» не сохранилось вовсе, все они расплавились от высокой температуры в возникшем после падения пожаре. Зато бесформенные слитки алюминия встречались повсеместно, в некоторых из них были вплавлены остатки боекомплекта: разорванные от высокой температуры патроны и стальные звенья пулеметной ленты, а в одном даже обнаружился обугленный фрагмент костных останков пилота. Просеяв буквально через пальцы грунт на месте падения кабины, нам удалось обнаружить парашютную систему, горсть обугленных останков летчика и чудом сохранившуюся одну из петлиц летной гимнастерки с тремя кубарями, что до февраля 1943 года соответствовала званию старший лейтенант.

 

Дальнейшее изучение обломков позволило выявить на двух различных фрагментах самолета номера 7501, что соответствовало принятой заводской нумерации самолетов И-153. А на сохранившихся элементах мотора М-62 был найден его заводской номер 3896. Итак, задача экспедиции была полностью выполнена. Мы собрали достаточно информации для начала архивных исследований.
В тот же день в нашей базе данных нашлось необходимое боевое донесение, которое позволило установить имя пилота:

«Итоги боевой работы 482 иап за август м-ц 1942 г.
...6. Боевые потери.
Подбит ЗА и упал в горах экипаж ст. л-т Кулиш.
25.8.42 г. штурман 482 иап ст. л-т Кулиш при штурмовке автоколонны противника был подбит огнем ЗА (подбит мотор и разбита левая полукоробка), дотянув до Полковничье с выключенным мотором решил произвести посадку. В это время неожиданной атакой 9 Ме-110 был сбит в районе Полковничье. На низкой высоте самолет подболтнуло и он, сорвавшись в штопор, врезался в землю и сгорел. Розыск ст. л-та Кулиш результатов не дал».

В тот же день ст. л-т Кулиш был представлен командованием полка к награждению орденом «Красное Знамя» посмертно. Приказ о награждении был подписан по войскам Закавказского фронта 27.10.1942 г. № 029/н:
«От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество НАГРАЖДАЮ:
...Орденом «Красное Знамя»
...60. Старшего лейтенанта Кулиш Александра Ивановича, штурмана 482 истребительного авиационного полка. В Отечественной войне принимает участие с 10 декабря 1941 г. Работая штурманом полка проявил много заботы в изучении с летным составом района полетов. Не смотря на частое перебазирование и сразу вылет с нового аэродрома на боевое задание, у летного состава не было ни одного случая потери ориентировки. Лично сам имеет 53 боевых вылета, из них: 32 успешных штурмовки с бомбометанием и 5 разведок в тыл противника, 16 полетов на прикрытие войск, аэродромов, ж/д станций, сопровождение морских судов с десантом. Им лично уничтожено: 8 автомашин с войсками и грузом, подавлен огонь 3 зенитных батарей, 12 повозок, 7 лошадей и 50 солдат и офицеров. Им лично в воздушных боях уничтожен 1 Ю-88 и 1 Ме-110 при взлете во время штурмовки вражеского аэродрома. При штурмовке уничтожено и повреждено при его участии 19 2-х моторных самолетов. Летает умело и уверенно. Имеет благодарности от командования 236 иад и 5 ВА за успешные штурмовые действия по войскам противника. Участник борьбы с белофиннами.
За боевые заслуги в Финляндии награжден орденом «Красное Знамя». За личные боевые подвиги в Отечественной войне и проявленные самоотверженность и героизм достоин награждения правительственной наградой орденом «Красное Знамя» (2-й степени)».
Согласно данных о безвозвратных потерях личного состава в частях 5 ВА за август 1942 года:
«...482 иап
...24. Старший лейтенант Кулиш Александр Иванович, штурман полка, 1914 г.р., уроженец Полтавской области, Велико-Кромский район, д. Ломоное. В РККА с 1935 г. Член ВКП(б). Жена – Кулиш Елена Леонидовна, проживала с ребенком по адресу: г. Баку, пос. Монтино, д. 3, кв. 14.
25.08.1942 г. сбит в воздушном бою».

Изучение архивных документов люфтваффе позволило установить имя немецкого летчика добившего поврежденную «Чайку» ст. л-та Кулиш. Им оказался пилот 6./ZG1 Ltn. Damm. Спустя полтора месяца 08.10.1942 г. его Ме-110 № 4356 был сбит огнем зенитной артиллерии 395 СД в районе Горячего Ключа. Обгоревшие останки Ltn. Damm и его бортстрелка-радиста Uffz. August Krimker, были обнаружены нами среди обломков их самолета в январе 2014 года на берегу Псекупса рядом со станцией Афапостик недалеко от Горячего Ключа.

Вероятнее всего в Монтино семья Кулиш находилась в эвакуации. Как нами было установлено, этот поселок был специально оборудован для проживания семей летчиков. В настоящее время организованы поиски родственников ст. л-та Кулиш. Впоследствии будет решен вопрос о времени и месте захоронения его останков в соответствии с волей родных и близких летчика.

Евгений Порфирьев

 

Прочитано 1895 раз Последнее изменение Пятница, 16 октября 2015 17:59

Добавить комментарий

Защитный код