Понедельник, 30 декабря 2013 21:27

И-153 "Чайка", Пшенко

Автор
Оцените материал
(1 Голосовать)

   Старший сержант Пшенко. Имя летчика из небытия...  

1373615997 153 013-1 ab0df

Этот самолет обнаружен группой Евгения Порфирьева. Рассказ о самолете и его погибшем пилоте - из отчета Жени.

Остатки самолета обнаружены на территории Туапсинского района в начале октября 2013 года.

Место падения указано местным жителем и расположено в паре километров восточнее Гойтха. С первого взгляда на сохранившиеся фрагменты стало понятно, что это советский истребитель  И-153 "Чайка".  Когда мы начали более детальное обследование места,  были обнаружены останки пилота и элементы парашютной системы. Среди обломков самолета было найдено два фрагмента с номерами 7822 и 6646. Оба номера принадлежали самолетам И-153 из состава 931 ИАП, оба самолета в октябре 1942 года находились в ремонте и скорее всего детали с одного самолета попали на другой.

 

Останки летчика. Его имя, с полной уверенностью,   назвать  было сразу нельзя.  Ситуация была такова, что по состоянию на 1 декабря 1942 года самолетов с такими номерами в составе 931 ИАП уже не было, т.е. они были потеряны при боевой работе в ноябре 1942 года. За этот месяц полк потерял два самолета с пилотами и несколько без пилотов. Среди потерь летного состава ст. с-т Пшенко и л-т Краснобаев. Есть подробное описание гибели ст. с-та Пшенко, оно полностью укладывается в картину нашего случая: сбит малокалиберной артиллерией противника при штурмовке войск в районе Гойтх, самолет упал на лес в нескольких км от Гойтха. По Краснобаеву описание гибели более расплывчатое: не вернулся с боевого задания из района Навагинская-Шаумян-Гойтх, и все. Мы запросили в ЦАМО информацию о номерах самолетов, потерянных931 ИАП в ноябре 1942 года.

После этого будет организована работа по поиску родственников и решен вопрос о месте захоронения останков.

1hju 573bb

1 2013-10-14 469a1

3tr a4bc5

33tr 31a14

Через несколько дней получили ответ из архива по этому самолету. К сожалению на в полковых, ни в дивизионных документах не сохранилось номеров сбитых сомолетов. Зато сохранились Акты летных происшествий, с подробным описанием обстоятельств и указанием точных мест гибели,по которым удалось установить имя погибшего летчика. Как и предполагалось, им оказался пилот 931 ИАП старший сержант Пшенко.

Еще одно дополнение в историю при И-153 в районе Гойтха. Наши московские друзья не остановились на достигнутом и нашли таки в документах 931 ИАП указание на то, что ст. с-т Пшенко не вернулся с боевого задания 19.11.1942 г. на самолета И-153 № 6646. Так-что теперь можно быть уверенными на 100 %, что это именно он и начинать работу по поиску родственников.
Учетная карточка ст. с-та Пшенко, и приказ Главного управления кадров, найденный проектом "Территории Поиска".

Еще одно имя вернулось из далекого небытия.

kart1 212ba

fullimage2 541f7

 

О результатах работы по поиску родственников, о перезахоронении останков старшего сержанта Пшенко , как только они будут получены,   я напишу обязательно, в дополнении к этой статье

Небольшой очерк-отчет, написанный Евгением Порфирьевым

В октябре 2013 года мы совместно с нашими сочинскими друзьями и коллегами приняли приглашение туапсинских товарищей провести ближайшие выходные на природе в пос. Гойтх. Вечером за столом разговор зашел о событиях семидесятилетней давности, происходивших в этих местах, о попытках фашистов прорваться к Туапсе и мужестве наших воинов, сдержавших натиск врага и обративших его в бегство. В качестве презента принимающей стороне мы преподнесли две мои книги о воздушных боях на Кубани в годы Великой Отечественной войны. И совершенно неожиданно для себя услышали от местных жителей историю о том, что буквально в 800 метрах от поселка есть место падения советского истребителя. Еще в 70-х годах прошлого века местные мальчишки нашли на месте падения пистолет ТТ с погнутой рукояткой, который в последствии забрал участковый и значок «Воин-парашютист», который получали все курсанты летных училищ после первого учебного прыжка с парашютом.

Эта история нас очень заинтересовала, и мы решили «не откладывая дело в долгий ящик», утром посетить место падения и по возможности собрать максимум информации для установления имени пилота и обстоятельств его гибели.     

Близость поселка способствовала тому, что крупных фрагментов самолета за прошедшие годы не сохранилось. На бруствере небольшой воронки из листвы виднелись костные останки летчика, среди которых нами были найдены элементы парашютной системы и пуговицы со звездами от гимнастерки. Предыдущий опыт работы на местах падения самолетов позволил без особых усилий, даже по тем незначительным сохранившимся фрагментам, определить тип самолета - И-153 «чайка». На одном из найденных лючков был выбит номер 7812, который мы первоначально приняли за заводской номер самолета. В тоже время на фрагменте ящика от пулеметных лент был обнаружен выбитый номер 7822, которых тоже вполне мог быть заводским номером самолета. Собрав останки пилота мы вернулись в Гойтх и в очередной раз были удивлены откровениями местных о том, что оказывается остальные обломки этого самолета, лежат в куче металлолома на окраине поселка.

Среди нагромождений железа самого разного периода и назначения без труда угадывались самолетные конструкции. Опытным взглядом отметили, что имеем дело с фрагментами двух самолетов: И-153 и ЛАГГ-3. Вероятно, где-то совсем рядом с поселком, есть еще одно место падения, но с этим разберемся позже. Сейчас из общей массы аккуратно извлекали обломки «чайки» и внимательно их обследовали. На одной из конструкций фюзеляжа нашелся еще один выбитый на алюминии номер 6646.

Вечером, вернувшись домой, мы засели за изучение архивных документов. Оказалось, что все три самолета числились в книгах учета 5 воздушной армии, сражавшейся на Туапсинском направлении.

В частности И-153 № 6646 упоминался в документах 931 истребительного авиационного полка, как прошедший полевой ремонт после боевых повреждений в октябре 1942 года. «Чайка» с номером 7822 19.09.1942 года после ремонта поступила в состав 482 ИАП, который через 5 дней после этого передал всю материально-техническую часть в состав 267 ИАП и убыл на переформирование. В свою очередь, в конце октября, 267 ИАП передал оставшиеся в строю самолеты в состав 931 ИАП, который в декабре 1942 года передал самолеты в 975 ИАП. Необходимых документов за этот период, чтобы проследить движение самолета с номером 7822, у нас в наличии небыло. Третий, найденный номер 7812, начиная с декабря 1942 года числится за 975 ИАП и упоминается как потерянный при боевой работе полка в феврале 1943 года. В этот период линия фронта ушли далеко на запад, уже был освобожден Краснодар и наши войска гнали врага на Таманский полуостров. Таким образом, самолет И-153 № 7812 можно исключить из возможных вариантов, найденной «чайки» вблизи пос. Гойтх. А детали с разными номерами могли оказаться на разных самолетах во время прохождения ими ремонтов.

В нашем распоряжении были списки потерь самолетов 5 воздушной армии начиная с декабря 1942 года и самолетов И-153 с номерами 7822 и 6646 в этих документах небыло. Значит «чайки» с интересующими нас номерами были потеряны ранее в октябре или ноябре 1942 года. Оставалось проверить потери за этот период. Нам уже было известно, что в октябре на «чайках» под Туапсе воевал 267 ИАП, а в ноябре 931 ИАП. В октябре среди всех самолетов И-153, потерянных с пилотами, оставалась неизвестной судьба 4-х летчиков, в ноябре двух.

Анализ района выполнения боевых заданий пилотами 267 ИАП, а так же сведений, полученных из немецких архивов и местах сбития ими советских истребителей И-153, позволил установить, что найденный нами самолет не мог быть потерян в октябре 1942 года. Оставались два возможных варианта в ноябре: лейтенант Краснобаев и старший сержант Пшенко из состава 931 ИАП.

В деле «Летные происшествия 931 ИАП» содержатся записи о том, что лейтенант Краснобаев не вернулся с боевого задания по штурмовке войск противника в районе Навагинская-Шаумян-Гойтх. В отношении старшего сержанта Пшенко было записано следующее: 19.11.1942 г. при штурмовке войск противника в районе Гойтх - г. Каменистая сбит малокалиберной зенитной артиллерией. Упал в лес 1 км юго-восточнее Гойтх на территории занятой противником, летчик погиб.

Обстоятельства гибели старшего сержанта Пшенко идеально укладывались в картину, обнаруженную нами на месте падения самолета, но для полной уверенности этого было недостаточно, а номеров самолетов в Актах расследования причин летных происшествий не содержалось. При помощи наших московских коллег удалось разыскать в ЦАМО РФ необходимые документы. В частности в деле «Список потерь самолетов и моторов 931 ИАП за ноябрь 1942 года» указано, что самолет И-153 № 6646 был потерян при боевой работе 19.11.1942 года, а в докладной о потере этого самолета записано, что его пилотом был ст. с-т Пшенко.

Именной список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава частей 5 Воздушной Армии за период с 1 по 30 ноября 1942 г.:

«..12. Пшенко Николай Михайлович, старший сержант, пилот 931 ИАП, член ВЛКСМ, 1917 г.р., уроженец БССР, Витебская обл., Лепельский р-н, Святский с/с, кадровый, 19.11.1942 г. не вернулся с боевого задания.

Отец – Пшенко Михаил Гаврилович, проживал по адресу: БССР, Витебская обл., Лепельский р-н, Святский с/с, с. Держан».

Работа по установлению имени погибшего пилота была завершена. С момента обнаружения останков летчика до момента установления его имени прошло немногим больше недели. Теперь нам предстояла работа  по поиску в Белоруссии родственников летчика, погибшего в небе над Туапсе.

IMGP5192 24182

IMGP5195 a768a

IMGP5196 5274c

14 февраля 2014 года останки Пшенко передали белорусской стороне для захоронения на родине.

Евгений Порфирьев:
Сразу внесу ясность почему при передаче фигурируют фото трех человек. Все они летчики, все родом из Белоруссии и все три были найдены нами на территории Краснодарского края. Двое из них уже захоронены на воинском мемориале в Геленджике. Поэтому на родину этих двух пилотов сегодня была передана земля с захоронения в Геленджике и фрагменты обломков их самолетов.

8 prokin0 0aa0b

А это уже Белоруссия. В селе, где родился и вырос Николай Пшенко, состоялось торжественное захоронение останков летчика.
Нашел и сохранил видеорепортаж 1-го канала ТВ Белоруссии.

В последний путь 25-летнего сержанта Николая Пшенко проводил его двоюродный брат Степан. На перезахоронение собралось все село Слобода. Останки захоронили рядом с могилой матери летчика Марии Пшенко

Прочитано 2668 раз Последнее изменение Суббота, 17 октября 2015 23:11

Добавить комментарий

Защитный код

Комментарии

LeshaK

Ну вот, перевернута еще одна неизвестная страница войны. Более чем через 70 лет, молодой летчик нашел покой у себя на родине, рядом с прахом матери.
Память вечная, известным и неизвестным солдатам войны.
Спасибо за твой труд, Женя.

Жека

По предварительной информации передача останков летчика белорусской стороне состоится 14.02.2014 г. в г. Краснодар. Захоронение останков на родине пилота планируется на 23.02.2014 г. Фотоотчет представлю дополнительно.