Воскресенье, 23 августа 2015 21:53

Ил-2 из Керченского пролива, экипаж

Автор
Оцените материал
(2 голосов)

IMG 67230001 f919c  

В середине августа 2015 года в дно Керченского пролива была вбита первая опора мостового перехода, который уже через три года соединит Крымский полуостров с материковой частью Российской Федерации.

Но этому событию предшествовала большая подготовительная работа, в том числе связанная с исследованием акватории Керченского пролива на наличие затонувших объектов. Этот участок моря находился в центре исторических событий на протяжении нескольких тысяч лет и по сей день хранит скрытые толщей воды тайны со времен Пантикопейского царства до десантных операций в годы Великой Отечественной войны.

Одну из таких находок в августе 2015 года обнаружил экипаж гидрологического судна, обследовавшего дне Керченского пролива в районе мыса Тузла. Со дна моря был поднят на поверхность и доставлен в Геленджик советский штурмовик Ил-2. Еще на борту судна при первичном осмотре самолета было установлено, что в кабине находятся останки пилота. Непосредственно процедура эксгумации проводилась уже в Геленджике силами ВПЦ «Подвиг» ККОПО «Кубанский плацдарм». Из толщи донных отложений, сформировавшихся в кабине за 70 лет, прошедших с момента гибели экипажа, были извлечены останки летчика и его личные вещи, в том числе спасательный жилет и орден Красного Знамени.

Само по себе наличие спасительного жилета изначально указывало на то, что самолет входил в состав ВВС Черноморского флота. В последствии это предположение подтвердится, а пока поисковики очищали от наростов фюзеляж самолета в поисках номеров самолета и мотора. Ранее полученный опыт проведения работ на местах падения этого типа самолетов позволил без особых усилий отыскать на корпусе мотора отчетливо читающиеся цифры его номера АМ-38Ф № 25301.

В соответствии с информацией, имеющейся в архивах авиационного завода НКАП СССР № 1 в г. Куйбышев, мотор АМ-38Ф № 25301 был установлен на самолет Ил-2 № 7826, выпушенный с завода 19.07.1943 года.

IMGP72490003 582c3

В нашем распоряжении имелись ведомости учета самолетов и моров, стоящих на вооружении в частях 4 воздушной армии за весь период 1943 года до октября включительно. Искомых номеров среди них не было. Благодаря помощи московских коллег, имеющих опыт работы в архивах, были изучены ведомости материальной части 4 ВА до середины 1944 года, но результат был прежний.

Параллельно изучению документов авиационных частей армейского подчинения, был направлен запрос в ЦВМА МО РФ об установлении принадлежности найденного самолета к одной из частей ВВС ЧФ. Теперь оставалось только ждать ответ.

IMGP72500004 1351b

IMGP72510005 fa0d9

IMG 68810001 33170

IMG 70630001 f5d3c

Однако, все произошло гораздо быстрее, уже через три дня после обнаружения останков пилота, благодаря помощи коллег-поисковиков, удалось установить, что самолет Ил-2 № 7826 с мотором АМ-38Ф № 25301 входил в состав 2 АЭ 8 ГШАП ВВС ЧФ и не вернулся с боевого задания 01.11.1943 года.

Экипаж в составе пилота гвардии младшего лейтенанта Ударова и стрелка-радиста гвардии младшего сержанта Калинкина, был сбит в воздушном бою над Керченским проливом.

Из донесения о безвозвратных потерях офицерского и сержантского состава в частях ВВС ЧФ:

«01.11.1943 г. был сбит в воздушном бою и не вернулся с боевого задания из района Керченского пролива экипаж 2 АЭ 8 ГШАП в составе:

1. Ударов Александр Петрович, гвардии младший лейтенант, пилот, 1918 г.р., член ВЛКСМ с 1935 года, в РККФ с 1942 года, уроженец села Первомайское Чечено-Ингушской АССР. Отец Кулаков Андрей Михайлович, мать Кулакова Степанида Павловна, проживают по месту рождения учтенного.

2. Калинкин Петр Павлович, гвардии младший сержант, воздушный стрелок, 1924 г.р., член ВЛКСМ, в РККФ с 1943 года, уроженец села Сергиевка Уметского района Тамбовской области. Мать Калинскина Прасковья Ивановна, проживала по месту рождения учтенного».

Самолет Ударова был расстрелян сзади с близкого расстояния «мессерами». Вероятно, первым погиб воздушный стрелок Калинкин. Более детальное обследование фрагментов самолета позволило выявить следы от попаданий 20-мм бортовой пушки истребителя Ме-109 как на всех трех лопастях винта самолета, так и на стволе и корпусе оборонительного 12,7 мм пулемета УБТ, которым был вооружен воздушный стрелок.

В этот день пилоты JG52 люфтваффе заявили о семи одержанных ими победах над советскими штурмовиками в районе Керченского пролива. Особенно «отличились» летчики хорватской эскадрильи, записавшие на свой счет 5 из 7 заявленных самолетов.

Возможно в дальнейшем, установив точное время вылета и обстоятельства воздушного боя экипажа Ил-2, нам удастся точно установить имя немецкого летчика, сбившего наш самолет 1 ноября 1943 года.

В книге «Штурмовик «Ил-2» (авторы В.И. Перов, О.В. Растренин), так описаны события этого дня:

«В период с 1 по 2 ноября, т. е. с момента высадки десанта и до момента его закрепления в поселке Эльтиген, штурмовики Ил-2 сводной морской авиагруппы непрерывными бомбоштурмовыми ударами в составе по 8-10 самолетов в группе уничтожали огневые точки и технику противника на плацдарме, обеспечивая огневой подержкой десантников, позиции которых противник в течение этих двух дней атаковал 37 раз, в том числе с применением танков. Только благодаря напряженной работе штурмовиков морской авиагруппы все контратаки противника были отбиты с большими для него потерями.
Так, экипажи 11-й шад, выполнив в течение 1 и 2 ноября 263 боевых самолето-вылетов, доложили об уничтожении 8 танков, 33 автомашин и 4 минометных батарей. Кроме того, штурмовики подавили огонь 4 артбатарей, одной батареи ЗА и 4 батарей МЗА и подбили одну БДБ. В воздушных боях над полем боя сбиты 2 "мессера". Свои потери составили 4 Ил-2 и 2 истребителя".

Одним из четырех потерянных штурмовиков был экипаж Ударов - Калинкин.

Как уже было сказано ранее, среди останков летчика был обнаружен орден Красного Знамени. Даже осенью 1943 года далеко не каждый летчик мог похвастаться столь высокой государственной наградой. Изучив короткий, но яркий боевой путь Александра Петровича, можно с уверенностью сказать, что фашисты дорого заплатили за его жизнь.

 

 

Гвардии младший лейтенант Ударов за период с начала июня по 12 августа 1943 года успел произвести 14 боевых вылетов, подтверждая печальную статистику, что средняя продолжительность жизни летчика штурмовика на фронте в 1943 году составляла 16 боевых вылетов. Но, даже за это время, он успел отправить на дно Черного моря десяток вражеских барж и десантных судов.

Из Приказа Командующего Черноморским флотом № 720 от 03.10.1943 г.:

«От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество – награждаю орденом «Красное Знамя»

77. Ударова Александра Петровича, летчика 2 АЭ 8 гвардейского авиаполка. Тов. Ударов молодой летчик-штурмовик, отлично владеет боевым самолетом Ил-2.

Действуя в составе группы штурмовиков произвел 14 эффективных штурмовок по переднему краю, аэродромам и плавсредствам противника на коммуникациях Анапа-Керчь. Каждый штурмовой удар наносил большой урон живой силе и технике противника, что дало возможность нашим частям занять лучшие позиции.

04.06.1943 г. в составе группы штурмовиков он произвел бомбовый удар по 8 баржам типа «Ф» в районе Благовещенская. В результате бомбового удара потоплено 3 БДБ и 2 БДБ повреждены.

13.06.1943 г. в составе группы штурмовиков произвел бомбовый удар по автомашинам и живой силе противника в районе северо-восточнее Мефодиевская. В результате бомбового удара уничтожено до 10 автомашин с живой силой и подавлен огонь минометной батареи.

02.07.1943 г. в составе группы штурмовиков произвел бомбовый удар по 2 сухогрузным баржам водоизмещение 600-800 тонн и одному моторному катеру в районе Соленое озеро северо-западнее лимана Бургасский. В результате бомбового удара одна сухогрузная баржа водоизмещением 600-800 тонн взорвалась, на второй сухогрузной барже и моторном катере возникли пожары.

08.07.1943 г. в составе группы штурмовиков произвел бомбовый удар по 6 БДБ в районе 3 км южнее Благовещенская. В результате штурмового удара потоплено 2 БДБ, еще 2 БДБ повреждены.

10.08.1043 г. в составе группы штурмовиков произвел бомбовый удар по плавсредствам противника. Лично им в этой штурмовке уничтожена 1 БДБ. При уничтожении БДБ был атакован Ме-109, получил ранение и будучи раненным благополучно возвратился на свой аэродром.

Тов. Ударов смелый, решительный летчик. На боевое задание всегда летает с большим желанием. Предан нашей Социалистической Родине. Достоин правительственной награды ордена Красное Знамя».

Еще когда проводились работы по эксгумации останков гвардии младшего лейтенанта Ударова, мы обратили внимание на тот факт, что в кабине полностью отсутствуют остатки парашюта и элементы парашютной системы. Проще говоря, парашюта попросту не было. Раньше я только слышал о том, что некоторые пилоты, не допуская даже мысли о попадании в плен, не брали с собой в полет парашюты, исключая саму возможность спасения над территорией контролируемой противником. Их девизом была фраза «Победа или смерть». Именно таким человеком был Александр Петрович Ударов.

Евгений Порфирьев, 2015 год.

Дополнительную информацию, обсуждения, фото, вы можете посмотреть в теме нашего форума

Прочитано 2009 раз Последнее изменение Вторник, 06 октября 2015 18:01

Добавить комментарий

Защитный код