Воскресенье, 30 ноября 2014 13:14

Ил-2. Верятин, Бородин. Вернувшийся экипаж.

Автор
Оцените материал
(1 Голосовать)

il2 3fa9d

«Летающий танк» - именно такое прозвище придумали для своего детища конструкторы ставшего легендарным советского штурмовика Ил-2. Он стал самым массовым военным самолетом в истории. За годы Великой Отечественной войны было изготовлено более 36 тысяч экземпляров этой машины. Правда в войсках за ним закрепилось другое название – «горбатый».

Еще несколько прозвищ придумали для него те, на чьи головы он обрушивал бомбы и огонь своих пушек. Эффективность Ил-2 как штурмовика переднего края была настолько высока, что фашисты называли его «черная смерть» или «мясорубка».

Не смотря на мощную броневую защиту, потери штурмовиков были огромны. Анализ потерь советской авиации в Битве за Кавказ в период лета 1943 года позволяет утверждать, что 60 % потерь приходилось на долю именно Ил-2 и оставшиеся 40 % это истребители, бомбардировщики и самолеты вспомогательной авиации. Достаточно сказать, что в этот период средняя «продолжительность жизни» пилота-штурмовика составляла 16 боевых вылетов. С учетом того, что порой приходилось совершать по нескольку вылетов в день, молодой летчик прибывший в штурмовой авиационный полк, спустя месяц уже считался опытным летчиком, если конечно ему удавалось уцелеть. Еще меньше шансов выжить было у воздушных стрелков экипажей Ил-2. Бытует даже версия, что провинившихся летчиков в качестве наказания назначали стрелками в экипажи штурмовиков.

Думаю, что я не ошибусь, если скажу, что самая большая плотность мест падения штурмовиков приходится на участок между населенными пунктами Молдованское и Саук-Дере Крымского района. Расстояние между этими селами около 3-х км, а количество уже разведанных нами мест падения Ил-2 составляет двенадцать.

Об одном из них я и хочу рассказать в этой статье.

Само место было обнаружено нами еще весной 2013 года. Среди фрагментов обшивки самолета и боекомплекта от бортового вооружения 7,62, 12,7 и 23 мм, были обнаружены фрагменты шлемофона и летных очков. При этом останков членов экипажа, и даже воронки, которая как правило, образуется на месте падения, обнаружено не было. Не было найдено и никаких номерных деталей, позволивших бы установить обстоятельства катастрофы, имена экипажа и их судьбу. Мы предположили, что это была вынужденная посадка и летчики остались живы, возможно попали в плен, поскольку место падения находилось прямо посреди немецких артиллерийских позиций, которые контролировались ими до середины сентября 1943 года.

Информация была внесена на интерактивную карту и на этом работа по данному самолету закончилась. В сентябре 2014 года в этом районе проводилась краевая «Вахта Памяти» и поисковиками ПО «Щит и меч» было проведено повторное обследование территории по координатам указанным в Карте мест падения самолетов. Ребятам повезло больше чем нам, им удалось обнаружить воронку, вернее то место, где она когда-то была. Как выяснилось самолет упал прямо в русло небольшого ручья. За прошедшие годы воронка полностью затянулась и именно этим обстоятельством объясняется то, что при первичном обследовании она не была обнаружена.

В самом начале сентября, объединенными усилиями двух поисковых организаций «Кубанский плацдарм» и «Щит и меч», была проведена экспедиция по подъему обломков самолета. Сочетание боекомплекта не оставляло ни каких сомнений, что мы имеем дело со штурмовиком Ил-2. На глубине двух метров из раскопа были извлечены останки экипажа. Обломки мотора находились на глубине около 4-х метров, а редуктор еще глубже. Но прежде чем до него добраться предстояло проделать огромный объем работы. Повторюсь еще раз, что место падения находилось в самом центре русла горного ручья, и даже прорытая нами траншея с целью отвода воды в другое русло, решила только часть проблемы. В раскоп постоянно продолжали поступать грунтовые воды. Стоя по колено в холодной жиже, участники экспедиции продолжали сантиметр за сантиметром углубляться в недра земли, хранящие обломки грозной боевой машины.

В какой-то момент начали возникать сомнения в том, что за эти выходные нам удастся извлечь из земли мотор. По мере углубления раскопа стала возникать угроза оползания стенок ямы и пришлось сосредоточить усилия на установке опалубки, после чего работы были продолжены. Наконец лопата уткнулась в металл. Опустив руки в холодную грязную воду и ощупав металлические конструкции, мы поняли, что это мотор самолета. У ребят открылось второе дыхание, и с новыми силами все принялись вычерпывать воду и обкапывать двигатель. Перенос работ на следующие выходные означал бы начинать все с самого начала: за неделю воронка заполнится водой, а ее стенки оплывут и поставят крест на проделанной нами работе.

И снова удача была на нашей стороне. Обмотав трос лебедки вокруг большой шестеренки, мы скорее от безысходности, чем реально рассчитывая на успех этой попытки, стали постепенно вытягивать мотор из обволакивающей его глины. И, о чуда, прямо на глазах мотор шевельнулся! Еще несколько движений лебедки и мотор послушно продолжил подниматься к поверхности. Спустя 10 минут двигатель полностью вышел из глины и обнажил нам свой правый борт. В воздухе повис резкий запах бензина и моторного масла, а на поверхности воды появились характерные радужные разводы.

 

Не дожидаясь когда двигатель будет полностью очищен от облепившей его грязи, мы произвели осмотр тех частей, где должен быть выбит номер мотора. Законсервированный 71 год в масле и бензине металл, из которого был сделан мотор, отлично сохранился. Номер Ф245185 сохранился так, будто только вчера был выбит на заводе.

Дальше было дело техники. Как было указано в созданной нами базе данных, мотор АМ-38 № 245185 был установлен на самолета Ил-2 № 1879061, выпущенном с конвейера завода 22.06.1943 г.

По данным списания самолетов и моторов, потерянных при боевой работе в частях 4 ВА за август 1943 года указано, что самолет Ил-2 № 1879061 с мотором АМ-38 № 245185 не вернулся с боевого задания 12.08.1943 г. За этот же день числятся списанными еще 4 самолета Ил-2, как потерянные при боевой работе.

По данным учета самолетов и моторов в частях 4 ВА за июль 1943 г. самолет Ил-2 № 1879061 с мотором АМ-38 № 245185 числится в составе 214 штурмовой авиационной дивизии.

По данным учета безвозвратных потерь личного состава 214 ШАД за август 1943 года, 12.08.43 г. не вернулись с боевого задания 3 экипажа. Еще два экипажа потеряли по одному члену экипажа в результате вынужденных посадок в районе ст. Крымская на территории, контролируемой советскими войсками. Среди трех экипажей, не вернувшихся с боевых заданий в этот день, два были из состава 618 ШАП и один из состава 502 ШАП.

В этот момент как нельзя более к стати пришелся Доклад о состоянии инженерно-авиационной службы в частях 214 ШАД за август 1943 года, согласно которого самолет Ил-2 № 1879061 с мотором АМ-38 № 245185 числится за 618 ШАП.

Таким образом, круг поиска был сужен до двух самолетов. В докладах о боевой работе 214 ШАП сохранились достаточно подробные описания обстоятельств гибели обоих экипажей.

Первый экипаж в составе лейтенанта Астахова и сержанта Буценец был сбит зенитной артиллерией противника над селом Молдованское и упал в 500 метрах южнее села, что не соответствовало месту обнаружения найденного нами самолета, которое расположено в 4,5 км южнее села Молдованское. Зато описание обстоятельств гибели второго экипажа младшего лейтенанта Верятина и младшего сержанта Бородина, в точности соответствовало всем установленным нами обстоятельствам гибели экипажа.

Так, по данным боевого донесения, экипаж Верятин-Бородин, как первый экипаж, был сбит зенитным огнем противника над селом Молдованское, но, как сказано в документе, сначала начал хаотично падать, затем резко изменил направление и на полной скорости врезался в артиллерийские позиции противника южнее села Молдованское, самолет сгорел, экипаж погиб.

Не оставалось никаких сомнений, что найденными нами останки летчиков принадлежат младшему лейтенанту Верятину и младшему сержанту Бородину:

Верятин Валентин Иванович, младший лейтенант, заместитель командира 2 АЭ 618 ШАП 214 ШАД, 1921 г.р., уроженец г. Перово Московской обл., в РККА с 1940 г., с 1943 г. кандидат в члены ВКП(б), холост, отец Верятин Иван Степанович проживал по адресу: г. Москва, Курбатовский пер., д. 10, кв. 13.

Бородин Борис Николаевич, младший сержант, воздушный стрелок 618 ШАП 214 ШАД, 1923 г.р., уроженец д. Луговки Тульской обл., в РККА с 1942 г., член ВЛКСМ с 1939 г., холост, мать Бородина Александра Ивановна, проживала по месту рождения учтенного.

В ходе работы с архивными базами данных было дополнительно установлено, что за бои под Сталинградом младший лейтенант Верятин был награжден орденом Красной Звезда (Приказ от 20.12.1942 г. № 6/н по 214 ШАД 2 САК Сталинградского фронта), а за бои под Крымской – орденом Отечественной войны 2-й степени (Приказ от 06.06.1943 г. № 27/н по 2 САК Резерва Ставки Главнокомандующего). В свою очередь младший сержант Бородин за бои на Кубанском плацдарме за шесть дней до гибели был награжден медалью «За отвагу» (Приказ от 06.08.1943 г. № 7/н по 618 ШАП 214 ШАД 4 ВА).

Поиск родственников членов экипажа не занял много времени. Благодаря нашей неутомимой труженице Галине Мастипан, менее чем через неделю в семьях Верятиных и Бородиных уже знали о находке. Племянника младшего лейтенанта Верятина в честь погибшего дяди тоже назвали Валентином.

Вероятнее всего, захоронение останков экипажа Верятин-Бородин состоится весной 2015 года и наверняка их родственники примут участие в этом траурном мероприятии.

Прочитано 2640 раз Последнее изменение Суббота, 17 октября 2015 21:26

Добавить комментарий

Защитный код

Комментарии

LeshaK

В модераторской почте, оказался неопубликованны й комментарий Нины:
Цитата:
Кто вы отзовитесь я дочь Ильи
Уважаемая Нина! Напишите нам, здесь, или в форме "Контакты" в главном меню нашего сайта, и мы свяжем вас с Романом Николаевичем.
К сожалению, ваш электронный адрес не отобразился в не опубликованном сообщении.
С уважением, администратор сайта.

LeshaK

Спасибо Женя, за хорошую статью. Еще раз хочу сказать спасибо всем принявшем участие в работе по штурмовику, по установлению и возвращению экипажа. Низкий поклон и вечная память летчикам.
Дополнительные материалы по работе на месте падения, фотографии и документы - в теме форума:
iskatelklada.tuapse.ru/.../...