А-20 Бостон №12795, Голубая бухта

А20 "Бостон" 1943 г.

Координаты: N44.57065, E37.95782
Дополнительные сведения: В материале

Вероятно, №12793, который не вернулся с боевого задания.

Вероятно, самолет и экипаж А-20 №12793, который 24.04.43 г. не вернулся с выполнения боевого задания по уничтожению артиллерии и живой силы противника в 3-4 км юго-западнее Новороссийска.

Алексеев Александр Алексеевич, командир звена 244 ББАП, старший лейтенант,

Попов Павел Александрович, штурман звена 244 ББАП, лейтенант,

Доронин Борис Сергеевич, воздушный стрелок-радист 244 ББАП, сержант,

Пядухов Василий Григорьевич, воздушный стрелок 244 ББАП, сержант.

Останки самолета обнаружены на дне Голубой бухты г.Геленджик в 1988 г. на глубине 34 м.

Останки летчиков не были обнаружены.

А-20 «Бостон» № 12795

Останки еще одного американского самолета А-20

«Бостон» почти семь десятков лет покоятся на дне Голубой (бывшая Рыбацкая) бухты города Геленджик. Самолет был обнаружен группой ученых НИИ Океанологии с борта НИС "Импульс" 20.01.1988 г. Самолет залегает на глубине 34 м на траверсе Голубой бухты на ровном песчаном дне. Все видимые повреждения, вероятнее всего, явились причиной приводнения самолета: в носовой части разрушены обтекатели, хвостовая часть разбита (фрагменты находятся рядом), плоскости сохранились отлично, шасси выпущены, видны балочные держатели для бомб, хорошо сохранился пулемет на верхней турели, имеется свободный доступ в кабину пилота и отсек стрелка-радиста. Общее состояние самолета указывает на то, что экипаж совершил вынужденную посадку.

На хвостовой части самолета прекрасно сохранилась большая часть его заводского номера 1279?. Пятая цифра заводского номера самолета была нанесена на стабилизатор руля направления, который в данном случае отсутствует. При этом на самом киле сохранился лишь небольшой фрагмент нижней левой части пятой цифры номера, которая с равной степенью вероятности может быть цифрой «3», «5» или «9». Несмотря на то, что останки летчиков небыли обнаружены аквалангистами при обследовании борта самолета, мы решили провести архивные исследования и установить историю этого самолета и судьбу экипажа.

При изучении архивных документов с целью установления имен членов экипажей ранее найденных нами самолетов, мне приходилось сталкиваться с большим количеством дел, в которых так или иначе упоминались заводские номера самолетов, принимавших участие в боевых действиях на Кубани. Всю эту информацию я объединил в общую базу данных, которая, на сегодняшний день, насчитывает более 2200 самолетов. Эта база содержит информацию обо всех трех самолетах А-20 «Бостон» с заводскими номерами 12793, 12795 и 12799. В частности Бостон № 12793 входил в состав 244 БАП и не вернулся с боевого задания в апреле 1943 года.

Выписка из Приказа № 0110 от 30 мая 1943 года по 219 бомбардировочной дивизии:

Самолеты Б-20 №№ … 12793 … с моторами Райт-Циклон №№ … 41-25232, 41-25230 …, как потерянные при боевой работе 244 БАП из боевого состава полка исключить и списать в расход по книгам учета самолетов и моторов.

Основание: Приказ 244 БАП № 015».

В этот период 244 полк наносил бомбовые удары по позициям противника в районе Новороссийск –

Мысхако и теоретически найденный самолет вполне мог быть одним из бомбардировщиков, подбитых над целью и совершивших вынужденную посадку на море.

Бостон № 12795 упоминается в архивных документах лишь однажды.

Выписка из Сведений о состоянии материальной части по 452 НББАП на 22.03.1943 года:

п. 8. А-20В № 12795 остаток ресурса 886.0, моторы № 41-27197 остаток ресурса 181.0, № 41-27195 остаток ресурса 181.0, исправен. Аэродром базирования ст. Кореновская Краснодарского края».

При этом по состоянию на 25.04.1943 года, самолет А-20 №12795 уже не числится в составе 452 НББАП, что подтверждается Актом от 26.04.1943 года передачи материальной части и личного состава полка в состав 132 БАД.

Самолет А-20 с заводским номером № 12799 в августе 1943 года совершил вынужденную посадку на аэродроме ст. Кореновская и до сентября месяца находился в ремонте, после чего вновь вошел в состав 277 БАП.

Выписка из Сводной ведомости летных происшествий и отказов материальной части в частях 132 БАД за август 1943 года:

"п. 12. Самолет А-20В № 12799 совершил посадку с убранными шасси после выполнения боевого задания. Погнуты лопасти винтов, помяты створки бомболюков, деформирована пирамида передней стойки шасси.

Причина: порыв в магистрали, утечка смеси –не выпуск шасси. Авария произошла по вине технического состава".

Таким образом, имеющаяся в нашем распоряжении информация, ни на шаг не приближала нас к разгадке тайны, хранившейся на дне Голубой бухты. Предстояла долгая и обстоятельная работа в архиве по поиску данных обо всех трех самолетах. Начать поиск было решено с изучения сводных ведомостей наличия самолетного порка в частях ВВС РККА. Во второй половине апреля 1943 года командование 5 воздушной армии, передав всю материально-техническую часть и личный состав в распоряжение 4 воздушной армии, убыло на Центральный участок фронта под Курск. С этого момента и до окончания битвы за Кавказ все сражавшиеся в небе Кубани подразделения входили в состав 4 воздушной армии.

Выписка из Контрольного списка имеющихся в наличии самолетов в частях 4 воздушной армии на 1 июня 1943 года:

п. 457. А-20 № 12799 …».

Самолеты А-20В с номерами 12793 и 12795 по книгам учета самолетного парка по состоянию на 01.06.1943 года не числятся, а следовательно, к этому времени уже были безвозвратно потеряны.

В процессе последующего исследования архивных дел по 244 БАП была установлена судьба экипажа самолета А-20 № 12793.

Из Приказа по 244 ББАП № 09 от 26.04.1943 г., ст. Кореновская:

Поименованные ниже экипажи летного состава самолетов А-20-Б полагать не возвратившимися из боевого здания:

24.04.43 г. самолет –хвостовой № 4, заводской № 12793. Командир звена –старший лейтенант Алексеев Александр Алексеевич; штурман звена –лейтенант Попов Павел Александрович; воздушный стрелок-радист - сержант Доронин Борис Сергеевич; воздушный стрелок –старший сержант Пьядухов Василий Григорьевич».

Из Приказа по 244 ББАП № 015 от мая 1943 г., ст. Кореновская:

"Самолеты А-20-Б с моторами «Райт-Циклон» с боевого состава полка исключить, как потерянные при выполнении боевых заданий.

Самолет № 12793 с моторами № 41-25232 и № 41-25230 24.04.43 г. при выполнении боевого задания по уничтожению артиллерии и живой силы противника в 3-4 км юго-западнее Новороссийска был подбит истребителями противника. Самолет с боевого задания не вернулся".

К сожалению, в материалах, находящихся на хранении в ЦАМО, отсутствуют дела по 452 БАП с указанием заводских номеров самолетов, подлежащих исключению их списков части, как не вернувшихся с боевых заданий. Поэтому при установлении судьбы экипажа самолета А-20№ 12795, я руководствовался оперативными сводками штаба 452 НББАП и донесениями о боевой работе полка за период с 22.03.43 г. по 25.04.43 г. Как было установлено, за это время 452 НББАП потерял не вернувшимися с боевых заданий два экипажа.

Из Оперативной сводки штаба 452 НББАП № 56 от 17.04.43 года:

я авиаэскадрилья тремя самолетами Б-20 в период 21.30 – 01.35 с Н=300-1500 м вела разведку противника на Керченском полуострове и побережье Азовского моря от Курчанского лимана до Камышеватской. Попутно бомбардировала до 20 автомашин в северо-западной части Темрюк и 6 самолетов типа бомбардировщик на аэродроме Запорожская.

Сброшено бомб: 24 ФАБ-100, 6 ФАБ-50, 9 САБ-3. Боевой налет 4 ч. 26 мин. В результате боевых действий разрушено 1 здание, повреждено 2 автомашины.

Экипаж: пилот сержант Варнаков, стрелок-бомбардир сержант Рева, стрелок-радист старший сержант Ломоносов, воздушный стрелок младший сержант Хайбулаев, с задания не вернулся».

Из Оперативной сводки штаба 452 НББАП

№ 57 от 18.04.43 года:

Один самолет Б-3 (1-я авиаэскадрилья) в 01.50 вылетевший на боевое задание в район Гостагаевская с боевого задания не возвратился. Экипаж: пилот старшина Щелкин, штурман эскадрильи старший лейтенант Головяшкин, воздушный стрелок-радист старший сержант Романенко, воздушный стрелок сержант Червяков».

Оба самолета 452 НББАП были потеряны при боевой работе на достаточно большом удалении от места обнаружения, исследуемого нами Бостона, и не могли оказаться на дне моря вблизи Геленджика. В тоже время А-20№12793 из состава 244 ББАП выполнял боевое задание в непосредственной близости от места обнаружения. Более того, в донесениях о боевой работе 132 БАД за апрель 1943 года имеются упоминания о трех бомбардировщиках А-20, пытавшихся совершить аварийную посадку на аэродроме истребителей Геленджик, в результате получения боевых повреждений при выполнении боевых заданий в районе Новороссийска. Судя по всему, экипаж А-20 № 12793 под командованием старшего лейтенанта Алексеева, также пытался посадить объятую пламенем машину в Геленджике, но не дотянул до аэродрома два километра.

Из донесения о безвозвратных потерях 132 БАД за апрель 1943 года:

«…24.04.43 г. не вернулся с выполнения боевого задания по уничтожению артиллерии и живой силы противника в 3-4 км юго-западнее Новороссийска:

Алексеев Александр Алексеевич, 1908 г.р., командир звена 244 ББАП, старший лейтенант, ураженец Калининская обл., Максатихинский район, с. Рыбинское. В Красной Армии с 1930 года, беспартийный. Жена –Алексеева Юрия Ивановна, проживает по адресу: Ставропольский край, село Архангельское.

Попов Павел Александрович, 1909 г.р., штурман звена 244 ББАП, лейтенант, уроженец Вологодская обл., Тарночский район, Стасский с/с, д. Харитониха. В Красной Армии с 1933 года, член ВКП(б) с 1941 года. Жена –Попова Степанида Петровна, проживает: Читинская обл., ст. Бода, ж/д им. Молотова, Северный городок д. 9.

Доронин Борис Сергеевич, 1923 г.р., воздушный стрелок-радист 244 ББАП, сержант, уроженец г. Москва, ул. Новобасманная, д. 16, кв. 32. В Красной Армии и 1941 года, член ВЛКСМ с 1939 года. Сестра –Доронина Нина Сергеевна, проживает по адресу: г. Москва, ул. 2-я Брестская, д. 52, кв. 15.

Пядухов Василий Григорьевич, 1918 года рождения, воздушный стрелок 244 ББАП, сержант, уроженец Воронежская обл., Верхнековский район, Сухочаевский с/с, д. 2-я Андреевка. В Красной Армии с 1939 года, член ВЛКСМ с 1937 года. Мать –Пядухова Прасковья Семеновна, проживала по месту рождения учтенного».

По данным боевых донесений противника, в этот день 24.04.43 г. в районе южнее Новороссийска пилотом 8/JG 52 Uffz. Wilheim Hauswirth в 16 часов 44 минуты и пилотом из состава словацкой эскадрильи люфтваффе 13/JG 52 Jan Gerthofer в 16 часов 50 минут на высоте 500 метров были одержаны победы над советскими бомбардировщиками А-20 Бостон. Победы над самолетами противника засчитывались немецким летчикам на основании записей кинокамер, установленных в фюзеляже и синхронизированных с бортовым вооружением. Судя по всему, один из пилотов Ме-109 сбил найденный А-20№ 12793, а второй подбил другой Бостон, который, не смотря на полученные повреждения, благополучно вернулся на аэродром базирования.

По словам участников погружения, кабина самолета на 70 сантиметров заполнена иловыми отложениями. Нельзя исключать, что останки членов экипажа до сих пор находятся внутри фюзеляжа. Летом 2010 года необходимо будет организовать подводную экспедицию, и поставить точку в конце еще одной заполненной нами белой страницы истории.

В январе 2010 года нашей группой был произведен разведывательный выезд на предположительное место гибели еще одного советского самолета американского производства. Место падения самолета было указано жителем г. Новороссийска, который осенью 2009 года, собирая грибы, случайно наткнулся на фрагменты самолетного дюраля и нашел циферблат прибора с надписями на английском языке. Воскресным утром 17 января мы прибыли в хутор Гапоновский Крымского района, от которого в направлении горы Рябкова тянется лесовозный волок. По мере набора высоты все чаще попадались участки леса со снегом, при том, что в Краснодаре в это время была вполне весенняя теплая погода. Через три километра пути наш проводник попросил остановить машину: где-то здесь под снежным покрывалом лежали обломки самолета. При помощи металлоискателей мы достаточно быстро определили район поиска. На месте удара самолета о землю образовалась неглубокая траншея длиной около 4-х метров. Далее фрагменты конструкций самолета были веером разбросаны на удалении до 200 метров. Наряду со стандартным для американских самолетов вооружением 7.62 и 12.7 мм попадались неизвестные нам боеприпасы калибра 20 мм. Несколько заводских табличек от различных агрегатов с надписями «US ARMY», найденных нами на месте падения, не оставляли никаких сомнений в происхождении самолета. Наиболее значимой находкой, сделанной в этот день, стала заводская табличка с редуктора самолета, содержащая информацию о типе двигателя V-1710-E и количестве лошадиных сил мотора - 1150. В последствии данная информация легла в основу выводов при идентификации самолета.

Двигатели типа ALLISON V-1710 устанавливались на самолеты «Аэрокобра» Р-39 различных модификаций. Базовая комплектация Р-39 включала в себя вооружение пулеметами браунинг 7.62 и 12.7 мм, пушкой кольт 37 мм и имела двигатель ALLISON V-1710-35 мощностью 1150 лошадиных сил. В начале 1941 года корпорация Bell Air Craft испытывала постоянные перебои с поставкой пушечного вооружения, в связи с чем было принято решение о временной замене 37 мм пушки Colt на 20 мм пушку Hispano-Suiza. Таким образом, в модельном ряду самолетов Р-39 родилась модификация D-1. Позже корпорация Bell Air Craft выпустила модификацию D-2 своего истребителя Р-39 с вариантом вооружения аналогичным D-1, но она была оснащена более мощным двигателем с количеством лошадиных сил 1325. В соответствии с информацией, размещенной на официальном американском Интернет сайте, самолетам Р-39 модификации D-1 были присвоены заводские номера с 41-28257 по 41-28406 и с 41-38220 по 41-38404. Всего было произведено 336 истребителей этого типа модификации D-1, и найденный нами самолет был одним из них. При этом часть из этих самолетов впоследствии была переоборудована в модификации D-3 и D-4. В имеющихся в нашем распоряжении архивных документах 4 и 5 воздушных армий, среди более сотни самолетов Р-39 различных модификаций, встречается упоминание только об одной Аэрокобре модификации D-1. Самолет Р-39 с заводским номером 41-28257 мотор 42-26401 был зачислен в состав 298 ИАП в апреле 1943 года. Конечно же, нельзя было говорить, о том, что в архивных документах речь шла именно о найденном нами самолете, но, тем не менее, эта информация давала нам представление как минимум об одной части, имевшей на вооружении данную модификацию истребителей Р-39. Хотя, по мнению некоторых историков военной авиации, самолет Р-39 № 41-28257 был единственным истребителем «Аэрокобра» модификации D-1, поступившим на вооружение Красной Армии по Ленд-Лизу. Так или иначе, авиационная 20-мм пушка Hispano-Suiza была нечастым гостем в ВВС Красной Армии и истребительные полки, эксплуатировавшие подобное вооружение, должны были регулярно обеспечиваться соответствующими боеприпасами. Самое простое решение вопроса централизованного обеспечения боепитания, это сосредоточить самолеты с экзотическим вооружением в одной или нескольких частях. В ходе последующих экспедиций летом 2011 года, на месте падения были обнаружены останки пилота. Однако обнаружить фрагменты самолета с указанием номера мотора или заводского номера самолета, так и не удалось. 


 

Прочитано 1833 раз
Другие материалы в этой категории: « Ме-109 Nemitz Як-7б, майор Милютин »

Добавить комментарий

Защитный код