Як-1б №27114, Ковалёв

 Як-1б 1943 г.

Координаты: N44.79235, E37.95803
Дополнительные сведения - в материале.

Не вернулся с боевого задания. 20.04.1943 г. Самолет, останки пилота обнаружены и опознаны. Захоронен в г.Геленджик.

Место падения и останки пилота были найдены в 2010 г. Самолет и имя пилота установлены 6 апреля 2013 года. Захоронен в г.Геленджик.

Эта история началась в сентябре 2010 года. Именно тогда один грибник рассказал нам об обломках самолета, которые он видел в горах за хутором Гапоновский. Тогда в ходе поисковой экспедиции нам удалось собрать часть останков пилота и множественные обломки самолета, но установить имя пилота так и не удалось.

Практически сразу же был установлен тип самолета Як-1б. На месте падения были найдены таблички от радиатора и карбюратора, и если карбюраторы для мотора М-105 ПФ были типовыми, то радиаторы для каждого типа самолетов были индивидуальные. Найденная нами табличка указывала на, то что этот карбюратор мог быть установлен на самолетах Як-1б, либо ЛАГГ-3. ЛАГГ отпадал, поскольку на месте его падения всего много прессованной фанеры, а в нашем случае ее не было.

В пользу версии с Як-1б говорило и сочетание боекомплекта УБС 12.7 мм и ШВАК 20 мм.
В начале 2013 года встал вопрос об организации захоронения останков летчиков найденных в период с 2010 года, а их не много не мало собралось 10 человек. Имена пяти из них были установлены при проведении поисковых работ, а вот оставшиеся пять, в том числе и этот летчик, оставались безымянными. Решив исправить эту несправедливость, в феврале с.г. мы организовали еще одну экспедицию на место падения, но кроме горы мелко фрагментированного железа и еще нескольких фрагментов останков пилота, ничего не нашли.

6 апреля 2013, утром я пошел на место падения и решил еще раз "протралить" территорию на наличие еще не выкопанных нами фрагментов. Как выяснилось накануне, мои друзья забыли взять мою лопату, в связи с чем пришлось копать обычным ножом. На одной из найденных бесформенных железок, идентифицировать которую я не могу до сих пор, заметил выбитый номер, который очень напоминал заводской номер самолетного вооружения УТ 493. Вернувшись домой, я первым делом бросился к компьютеру проверить свои базы на наличие этого номера. И, о чудо! Этот номер оказался заводским номером пушки ШВАК, установленной на самолете Як-1б № 27114, который в свою очередь был закреплен за пилотом 812 ИАП 265 ИАД 3 ИАК сержантом Ковалевым Владимиром Емельяновичем, не вернувшимся с боевого задания 20.04.43 г. из района Новороссийск.

Несколько выдержек из архивных документов. Оперативная сводка № 01 штаб 265 ИАД Старонижестеблиевская 20.04.43 г. к 20.00 карта 200 000 и 100 000 – 41 г. 5. 812 ИАП 08.50 – 10.16 16 Як-1 прикрывал войска на поле боя в р-не Новороссийск. Вели воздушный бой Н=3000-4000 м с 6 Ме-109, 2 Фв-189 и 12 Ю-88. В результате боя ст. л-том Свежинцевым сбиты 1 Ме-109 и 1 Фв-189, л-том Тюгаевым - 1 Ме-109 и 1 Фв-189, ст. л-том Батычко 1 Ю-88. Группой майор Еремин, л-т Тищенко, капитан Наумчик, сержант Патраков сбит 1 Ю-88. Не вернулись с задания на свой аэродром мл. л-т Адамчук, л-т Морозов, с-т Бабукин, л-т Сорокин, с-т Ковалев, старшина Заспин и с-т Иванов. Вынужденно сел на аэродром Тимашевская ст. с-т Мартыненко.

Еще сегодня попался обрывок дюраля с выбитым на нем номером 114. Тогда этому не придали значения. Сейчас понятно, что это была часть номера самолета.
Как выяснилось боец был сиротой. Узнав об этом, настоятель местной церкви в г. Геленджик (тоже по фамилии Ковалев), где состоится захоронение, сказал, что вся его семья будет родственниками летчика на захоронении 20 апреля. Так получилось, что захоронение состоится ровно через 70 лет после гибели серданта Ковалева: день в день.

В 2013 году, место гибели Владимира Емельяновича посетила его племянница.

Сохранившиеся в семейном архиве стихи Володи Волкова

Евгений Порфирьев

Прочитано 1209 раз
Другие материалы в этой категории: « Як-1б, мл.л-т Волков Як-1б, л-т Патраков »

Добавить комментарий

Защитный код