Як-1б, л-т Патраков

Як-1б 1943 г.

Координаты: N44.82113, E37.94707
Дополнительные сведения - в материале.

Не вернулся с боевого задания. 02.05.1943 г. Самолет, останки пилота обнаружены и опознаны. Захоронен в г.Геленджик.

Patrakov fd603

Останки пилота были найдены 22.06.2008 г. Захоронен он 20.04.2013 г. в г. Геленджик, как безымянный. Имя удалось установить только 2 мая 2013 года . 9 мая в Геленджике на месте захоронения его имя увековечено.

Эта история началась в апреле 2008 года. Именно тогда вблизи хутора Гапоновский Крымского района Краснодарского края было обнаружено место падения еще одного истребителя. В результате удара о землю самолет взорвался, и его обломки были сильно фрагментированы. Более того, в послевоенные годы место падения было разграблено местными жителями с целью сбора металлолома. В ходе проведенных поисковых работ была найдена табличка с заводским номером самолета № 36119 и обнаружены фрагменты останков летчика. Каждая серия самолетов типа Як-7Б насчитывает 120 машин. Заводской номер самолета складывается из номера серии и номера самолета в серии, при этом первые две цифры заводского номера указывают на номер серии, а последующие на номер самолета. Таким образом, разница в заводских номерах самолетов ранее найденного нами Як-7б майора Милютина № 3726 и обнаруженного истребителя, составляла 27 машин. Именно это предположение легло в основу идентификации данного самолета, как истребителя Як-7Б.

Спустя полтора года поисков выяснилось, что мы были на неверном пути.

По данным Центрального архива МО РФ:
«Самолет Як-7Б № 36119 был собран на заводе № 153 (г. Новосибирск) в январе 1943 года. 08 января 1943 года 32 самолета Як-7Б были отправлены на завод № 301 (г. Химки Московской обл.), в том числе самолет № 36119, предназначенный для ПВО.
В приказе по 736 истребительному авиационному полку ПВО № 020 от 25.02.1943 г. значится:
«Полученный по наряду Главного управления ПВО ТС самолет Як-7Б № 36119 с мотором М-105ПФ4 № 1601 зачислить в боевой состав 2 авиаэскадрильи и заприходовать по книгам учета самолетов и моторов».
В приказе по 736 истребительному авиационному полку ПВО № 044 от 25.05.1943 года значится:
«24 мая 1943 года при учебно-тренировочном полете младший лейтенант Мифтяхетдинов Х.А. на самолета Як-7Б № 36119 произвел вынужденную посадку, в результате чего самолет потерпел аварию и подлежит передаче на восстановительный ремонт в САМ. Летчик невредим».
В приказе по 736 истребительному авиационному полку ПВО № 053 от 15.06.1943 года значится:
«Самолет Як-7Б № 36119, сданный в 151 стационарную мастерскую ст. Кубинка для восстановительного ремонта, с мотором М-105ПФ4 № 1601, сданный на запчасти, из боевого состава полка исключить. Приемо-сдаточный акт 151 САМ от 12.06.1943 года».
На фото Як-7б № 36119 сразу после катастрофы.

Изучая списки материально-технической части подразделений ВВС Красной Армии, входивших в состав 4 и 5 Воздушных армий, было установлено, что по состоянию на 1 мая 1943 года в состав 287 ИАД входили самолеты Як-1Б с заводскими номерами 43119 и 48119. Нумерация самолетов Як-1Б несколько отличалась от нумерации Як-7Б: каждая серия Як-1Б состояла из 50 самолетов и первые две цифры заводского номера обозначали номер самолета в серии, а последующие номер самой серии.
Проанализировав имеющуюся в нашем распоряжении информацию, мы пришли к выводу, что вероятно, найденными нами самолет № 36119, был истребителем Як-1Б и, скорее всего, входил в состав 287 истребительной авиационной дивизии, либо 3 ИАК, принимавших участие в самых ожесточенных боях 1943 года в небе Кубани, но нас снова ожидало разочарование.
По данным Центрального архива МО РФ:
«Приказ 6-му САК Резерва Ставки Верх. Главнокомандования № 034 от 10 апреля 1943 года г. Тамбов «О зачислении в боевой состав 282 ИАД 6 САК самолетов ЯК-1б, УТ-2 и УТ-1»:
1. Нижепоименованные самолеты : ЯК-1б с моторами М-105 пф...... полученные по наряду ВВС КА от 3 ЗАБ зачислить в боевой состав 282 ИАД.
3. По 517 полку
80. 36119 с мотором 4-2760
2. Зачисленные самолеты в боевой состав 282 ИАД записать по учетным книгам авиакорпуса».
Отчет о работе 282 Гомельской истребительной авиадивизии за декабрь месяц 1943 года:
«Самолет ЯК-1 № 36119 12 декабря 1943 года при возвращении с боевого задания потерял ориентировку, произвел вынужденную посадку на непригодное поле. Причина слабая подготовка летчика по штурманской подготовке (мл. лейтенант Булычев), на летчика наложено взыскание».
Таким образом, расследование зашло в тупик. Стало очевидным, что эта табличка не более чем технологическая бирка, не имеющая отношения к заводскому номеру самолета.

В мае 2013 года, в результате повторных работ на месте падения была найдена часть двигателя с номером М-105 пф 4-2865. Эта находка и позволила установить имя пилота, числящегося пропавшим без вести...

Список известных побед Патракова Михаила Лаврентьевича

20.04.43 08:50-10:00 Ju-88 Новороссийск - Мысхако 812 иап Як-1 + В группе из 3 самолетов совместно с:
Еремин Алексей Устинович; Тищенко Александр Трофимович
1 25.04.43 09:05-10:05 Bf-109G Крымская - Абинская 812 иап Як-1 + [1]
2 28.04.43 13:00-13:58 Bf-109 Крымская 812 иап Як-1 + [1]
3 29.04.43 ~13:15 Ju-87 Крымская 812 иап Як-1 + [1]


 

Прочитано 1150 раз
Другие материалы в этой категории: « Як-1б №27114, Ковалёв И-16, Лактионов »

Добавить комментарий

Защитный код

Комментарии