Среда, 05 февраля 2014 21:27

ЛаГГ-3, Туапсе. мл.лт Проценко

Автор
Оцените материал
(1 Голосовать)

Команда проекта "Территории Поиска", вместе с группой Евгения Порфирьева, открывает неизвестные страницы войны.

DSC00897 f504a

Место падения этого самолета, хоть и находится в лесу, но не далеко от городской черты Туапсе, и было известно местным жителям. За долгие годы, прошедшие после Туапсинской оборонительной операции, уже никто не помнил, что это был за самолет, какова судьба его пилота... По одним данным, летчик успел выпрыгнуть из падающей машины, по другим - останки были похоронены не далеко от места падения. Старожилы поминали могилку, на поляне, у старого, разрушенного довоенного домика в лесу.

В 1942 году, а именно тогда, скорее всего и разбился самолет, в двух километрах от места падения, всю осень и часть зимы Туапсинской  оборонительной операции, проживали в вырытых землянках туапсинцы. В лесном ущелье, они укрывались от страшных бомбежек города, и наверняка видели падение боевой машины. Но на настоящий день, даже местным, сведущим людям не было известно, что это была за крылатая машина, и остался ли жив летчик..

В начале октября 2013 года, команда проекта "Территории Поиска", благодаря одному из ее членов, Стасу, который знал где потерпел
аварию самолет, прибыла на место падения. Большая, заплывшая воронка на крутом склоне, расколотая на части бронеспинка пилота,
говорили о том, что самолет ударился в землю под тупым углом а не по скользящей траектории, и удар был сильным. Наверняка, на
большой глубине, находятся еще многие детали боевой машины.
Хоть и место очень труднодоступное - крутейший, поросший колючками склон, тем не менее, за долгие годы, много обломков с поверхности
было растащено собирателями металлолома, любопытствующими, да всякими трофейщиками. Мы сделали фото оставшихся на месте частей.
Когда я опубликовал отчет о нашей находке на форуме, благодаря общим друзьям, к поиску подключился Евгений Порфирьев.
Поисковик, специалист по авиации ВОВ, занимающийся поиском самолетов и судьбами летчиков и экипажей.
Но по сделанным нами снимкам, и предварительным документальным поискам, установить тип самолета не удалось.

DSC00890 28f87

DSC00892 f0f84

DSC00893 450da

Более года назад, Стасом, с места падения была вывезена стойка шасси от разбившегося самолета. В конце концов, она оказалась в музее, который многие годы создавал туапсинец Геннадий. Я познакомился с этим замечательным человеком, и посетил сам музей на Ленинградской. Музей, и его хранитель Геннадий, заслуживают отдельной статьи, которую я обязательно напишу. Спасибо людям, которые не жалея времени и трудов, собирают и хранят память о той страшной войне...

 

Я сделал фото стойки шасси, а на форуме меня уже ждал Евгений. Стойка самолета - как отпечаток пальца. Самолет был опознан. Это был истребитель ЛаГГ-3. Из-за того, что фюзеляж его был сделан из прессованного дерева, со специальной пропиткой, на месте падения и было так мало характерных деталей обшивки. А на некоторых найденных нами металлических фрагментах, сохранились остатки древесины, что подтверждало тип самолета.

DSC00965 1fbbf

DSC00967 6f1bf

Теперь, Евгением начата архивная работа. И нам предстоит совместный выезд и раскопки, с целью найти номер боевой машины, узнать почему разбился самолет, узнать судьбу его пилота...

Подробности наших поисков можно посмотреть на нашем форуме, в теме Крылья войны. Так же, можно прочесть и посмотреть фото и видео, о истребителе ЛаГГ-3

О результатах работы по этому самолету, как только они будут получены, читайте в одной из следующих статей.

        

Работа по этому самолету была продолжена, и совместные усилия, принесли свои результаты.

 

Следующая экспедиция, была сборной. Команда проекта "Территории Поиска" и профессионалы-поисковики из Сочинского района, во главе с Сашей.

Поверхностный слой почвы на месте падения был буквально просеян. Собрано множество фрагментов, но ни один из них, даже содержащий цифры, не относился к той категории номеров, которые бы позволяли идентифицировать боевую машину. Многочисленные находки, лишь подтверждали тип самолета.

Прошло полтора месяца. Шли осенние дожди, не позволявшие продолжить работу... И как только распогодилось, в работу включились туапсинцы, ребята Геннадия Руденко. О нем, и о его музее, я уже писал статью.

Проделав громадную работу, с двухметровой глубины, Денис и его товарищи выкопали двигатель м105пф, редуктор с заклиненной в нем пушкой ШВАК, пулемет Березина, и еще много узлов боевой машины. Все, кроме двигателя, было доставлено в музей Геннадия, после реставрации, предметы займут свое место в экспозиции.

DSC01484 ccb62

DSC01487 f6b29

DSC01488 60930

DSC01489 4c217

Рано утром приехали поисковики - Саша и Слава. И мы вышли к месту раскопа. Предстояло найти и продублировать номера двигателя.

После 70 лет пребывания под землей, двигатель был покрыт шапкой коррозии и грязью. Началась работа по очистке узлов мотора. И вот он - момент истины! Саша находит первый выбитый номер - на передней шайбе. Еще пол часа - и такой же номер дублируется на шатуне.

Саша сообщает по телефону номер, своим коллегам. Начинается поиск. А нас ждет еще одно место падения, на котором надо поработать. Мы уезжаем, ожидая ответа по нашей находке.

DSC01451 550ad

DSC01452 9f31e

DSC01457 b0275

DSC01463 a9c70

DSC01490 7fc97

Уже к вечеру, попадаем в музей к Генадию. На одной из деталей, находим уже номер самого самолета, 7203. Поговорив, обсудив дальнейшие планы по поискам, разъезжаемся по домам. А уже через два часа раздается звонок от Саши: "Записывай..."

ЛаГГ-3, номер 7203 с двигателем 3452295, выпущен 24 марта 1944 года Тбилисским заводом №31.

Самолет был передан в летные части Черноморского Флота. Относится к списку боевых потерь. Так, совместными усилиями проекта "ТП", ребят Геннадия Руденко, Сочинских и Краснодарских поисковиков, восстановлена еще одна страничка истории воздушных битв над Кубанью.

Большая благодарность всем, кто принял участие в поисках и работе.

 

Но и на этом история ЛаГГ-3 была не закончена...

Я дописываю эту часть статьи уже в начале февраля 2014 года.  Благодаря архивной работе Жени Порфирьева, были найдены документы.

20 июня 1944 года, вместе с самолетом погиб летчик. Младший лейтенант Проценко А.Л.

Теперь нам предстоит трудный этап. Вывоз двигателя из труднодоступной горно-лесной местности. Обнаружение фактически целого двигателя ЛаГГа - большая редкость.

Двигатель будет очищен и законсервирован, и займет свое место в музее. 

Prozenko001 7a5d7

Prozenko4 73fe3

В 9 часов 27 минут вылетел на прикрытие Туапсинской военно-морской базы. С боевого задания не вернулся. Предположительно, пробивая облачность, потерял пространственную ориентировку и при выходе из облаков на большой скорости самолет врезался в склон горы в пяти километрах севернее Туапсе. Летчик погиб. Место погребения - горы Паук в районе Туапсе.

Удар самолета о землю был страшным...

Напомню, что в первом выходе, была обнаружена расколотая на фрагменты стальная, 15-и миллиметровая бронеспинка пилота, а двигатель ушел на более чем двухметровую глубину, в скальный грунт.

Вне всякого сомнения, что тело пилота было сильно фрагментировано, а значит, захоронено где-то рядом с местом падения. И что захоронено - наверняка. Это был уже июнь 44 года, война откатилась далеко от Туапсе, и местные жители, воинские подразделения, наверняка видели и знали о аварии. Кто мог похоронить пилота? Тогда с этим было очень трудно - еще шла война,  в горде были лишь женщины да старики, а солдаты несли службу на базе флота Туапсе. Скорее всего, это и были местные жители, либо выздоравливающие солдаты госпиталя, который был не так далеко от места падения. И не зря до наших дней, от старожилов, дошли слухи о какой-то могиле летчика, в той самой шели. Правда, сильно искаженные. Место захоронения, называлось в двух километрах от места аварии ЛаГГа...

Архивные данные вообще, указывают два места - воинское захоронение в Туапсе, и кладбище в Лазаревском. Оба варианта маловероятны. Последние захоронения в Туапсе того времени были сделаны в 1943 году, а Лазаревское - далеко. Зато, при раскопках двигателя самолета, в пробном шурфе, в пятидесяти метрах от воронки,  туапсинцем Денисом, был обнаружен проржавевший лист жести, и два костных фрагмента. Захоронение,  на сползшей породе крутого склона? Вполне вероятно. Будем работать дальше.  Как бы то ни было, это место, будет отмечено памятником. Памятником молодому младшему лейтенанту Проценко, не дожившему до Победы...

Прочитано 3129 раз Последнее изменение Суббота, 17 октября 2015 22:52

Добавить комментарий

Защитный код

Комментарии

+1

LeshaK

7 февраля силами проекта "Территории поиска", поискового отряда "Кубанский плацдарм", Туапсинского клуба "Рубеж", на месте гибели летчика был установлен памятник.


На церемонии присутствовали и помогали ребята сш.№11 г.Туапсе, представители молодежно-патри отического движения, совета ветеранов.
+4

LeshaK

17 января 2015 года нами была начата работа по установке памятника на месте гибели Анатолия Проценко:
iskatelklada.tuapse.ru/.../...

А осенью 2014 года, при дополнительных работах на месте падения были найдены сильно фрагментированн ые останки летчика. В настоящее время, решается вопрос о торжественном захоронении останков в Туапсе, на горке Героев. Специалистом по поиску родственников, Галиной Мастипан, найден племянник летчика, названный в честь погибшего дяди так же, Анатолием. Подробности в теме форума:
iskatelklada.tuapse.ru/.../...