Воскресенье, 14 декабря 2014 22:11

Як-1 пилота Адамчука

Автор
Оцените материал
(0 голосов)


14.12.2014 г. наша геленджикская группа, представленная ВПЦ «Подвиг», обнаружила и обследовала место падения советского самолета примерно в 1 км от Кабардинского перевала.

Крупные фрагменты самолета были давно вывезены лесорубами и скорее всего сданы в металлолом. Но, на этот раз нам повезло: на глубине 1,5 метра в земле торчал прекрасно сохранившийся мотор М-105. В развале двигателя располагалось бортовое вооружение: 20-мм пушка ШВАК.

Почти весь боекомплект находился в патронных ящиках. Вероятно самолет был сбит в самом начале воздушного боя. Вскоре, без особый усилий, удалось установить номер мотора ПФ4-2689.
По имеющейся в нашем распоряжении информации, мотор М-105ПФ4-2689 был установлен на самолете Як-1б № 45119, входившем в состав 812 ИАП 265 ИАД 3 ИАК. Самолет был закреплен за пилотом младшим лейтенантом Адамчук и как сказано в Оперативной сводке № 01 штаба 265 ИАД за 20.04.1943 г., не вернулся с боевого задания после группового боя с истребителями противника в районе Новороссийск:

«...В период 08:50 – 10:16 16 Як-1б вели воздушный бой на Н=3000-4000 м с 6 Ме-109, 2 Фв-190 и 1 Фв-189. В результате старшим лейтенантом Свеженцевым сбиты 1 Ме-109 и 1 Фв-189, лейтенантом Тюгаевым – 1 Ме-109, старшим лейтенантом Батычко – 1 Ю-88. Группой майор Еремин, лейтенант Тищенко, капитан Наумчик и сержант Патраков, сбит 1 Ю-88.

Не вернулись с задания на свой аэродром младший лейтенант Адамчук, лейтенант Морозов, сержант Бабукин, лейтенант Сорокин, сержант Ковалев, старшина Заспин и сержант Иванов. Вынужденно сел на аэродром Тимашевская старший сержант Мартыненко».

Место падения одного из наших самолетов, сбитых в этом бою, мы обнаружили несколько лет назад вблизи хутора Гапоновский. Тогда среди обломков Яка были найдены останки сержанта Ковалева. В этот раз останков пилота обнаружено не было. Вскоре нам удалось установить, что младший лейтенант Адамчук после этого боя выжил. Ему удалось на парашюте покинуть подбитую машину и вернуться в часть.

В воздушном бою в районе станицы Крымская 29.04.1943 г. он сбил первый в своей карьере самолет противника Ме-109. Одержанная им победа подтверждена капитаном Свеженцевым. Однако этот бой стал для лейтенанта Адамчука последним в качестве летчика-истребителя. Полученное им тяжелое ранение надолго приковало его к госпитальной койке. А вердикт врачей был как приговор: он больше не сможет летать.

И тем не менее Константин Константинович Адамчук нашел в себе снова подняться в воздух, правда уже не на истребителе, на скромном труженике войны По-2 или попросту «кукурузнике». С марта 1944 года он пилот, а с февраля 1945 г. командир звена 127-й отдельной авиационной эскадрильи связи.

Эта история невольно вызывает ассоциации с главным героем фильма «Небесный тихоход», вышедшем на экраны страны в 1945 году и в точности повторяющей судьбу лейтенанта Адамчука.

Не возьмусь утверждать, с кого авторы фильма срисовали образ летчика Булочкина, роль которого прекрасно исполнил Николай Крючков, но и не исключаю, что именно Константин Константинович подтолкнул их к сюжету фильма. Хотя, наверняка многие летчики, получившие ранения и по состоянию здоровья лишенные возможности снова оказаться за штурвалом боевой машины, пытались любыми способами вернуться в авиацию.

Что же касается Константина Константиновича, то за годы войны он был награжден двумя орденами Красной Звезды. Причем первый из них он получил именно за тот самый Ме-109, сбитый им в роковом для себя бою 29.04.1943 г. в небе над станицей Крымской. Вторая награда была ему вручена уже в 1945 году за боевые заслуги в составе 127 ОАЭС.

В 1985 году в честь 40-летия Победы лейтенант запаса Адамчук был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

 Евгений Порфирьев

Прочитано 1177 раз Последнее изменение Суббота, 17 октября 2015 20:48

Добавить комментарий

Защитный код