Суббота, 17 мая 2014 23:23

Як-7б. Сержант Прохоров

Автор
Оцените материал
(2 голосов)

P5080942 c55b9  

В апреле 2014 года нам поступила информация о том, что в станице  Эриванская Абинского района живет человек, который может показать в горах место падения советского самолета. Мы не стали откладывать дело в долгий ящик и в ближайшие выходные решили это проверить. В свои 74 года Николай Петрович чувствовал себя в горах, как дома и передвигался по пересеченной местности так, что могли бы позавидовать и молодые. Впервые на месте падения самолета он побывал сразу после войны. Еще в детстве, от старших товарищей слышал историю об обстоятельствах его гибели, о том, как немецкий самолет, практически в упор расстрелял советский истребитель. Плотность огня была такова, что прямо в воздухе от самолета оторвались крылья, и неуправляемая машина рухнула в горы. Вездесущие мальчишки первыми прибежали к месту падения и обнаружили рядом с обломками самолета обгоревшее тело пилота.

Теперь, спустя десятилетия, мы снова шли тем же путем к месту катастрофы. Чуть больше часа потребовалось нашей группе, чтобы достичь цели похода. Постепенно тропа вывела нас на вершину хребта, с которого открывался вид на соседний хребет Бацехур и гору Чубатая, за которой расположена станица Адербиевская, а там уже рукой подать до Геленджика. Именно в этих местах в апреле 1943 года развернулись наиболее ожесточенные воздушные бои, названные в последствии в литературе Кубанским воздушным сражением.
Беглого взгляда на сохранившиеся до наших дней обломки самолета было достаточно, чтобы понять, что это истребитель типа Як. На это указывали остатки боекомплекта 12.7 и 20 мм и полное отсутствие прессованной фанеры, являющейся основой другого истребителя ЛАГГ-3, имеющего такое же сочетание бортового вооружения. Собранная по фрагментам бронеспинка пилота еще раз подтвердила наши выводы о самолете конструкторского бюро Яковлева и позволила уточнить его тип – Як-7б.

IMGP5443 590fb

P4230875 15740

IMGP5440 a2dca

P5040923 9e9a9

Более детальное изучение места падения позволило восстановить события семидесяти летней давности. Самолет падал почти вертикально, зацепившись за вершины крупных деревьев. Их стволы до сих пор сохранили на себе следы катастрофы. Из воронки были извлечены крупные фрагменты конструкций, в частности редуктор и обломки мотора, а на бруствере обнаружены парашютная система останки пилота. Состояние костных останков и зубов, указывало на то, что летчику было около 20 лет, а самолеты Як-7б стояли на вооружении исключительно 278 истребительной авиационной дивизии. Это существенно сужало круг поиска, но как выяснилось, не указывало на имя пилота. Изучив список потерь 278 ИАД за апрель 1943 года, мы установили, что среди возможных кандидатур было 12 пилотов.
В течение 10 последующих дней участники экспедиции еще трижды поднимались в горы к месту падения самолета и раз за разом перекапывали бруствер воронки и с помощью металлоискателей обследовали прилегающую территорию, пока не обнаружили фрагмент мотора с выбитым на нем номером, вернее частью номера ПФ4-28.. Поскольку я не участвовал в этом выезде, то информацию о находке узнал по телефону, и к тому времени, когда ребята спустились к машинам в станицу Эриванскую, я уже знал имя летчика.
Как выяснилось, только на одном из 12 Як-7б, потерянных 278 ИАД в апреле 43-го, был установлен мотор, номер которого начинался цифрами 4-28.. Им оказался Як-7б № 3779 с мотором М-105ПФ № 4-2802, не вернувшийся с боевого задания 20.04.1943 года. В своем последнем боевом вылете этот самолет пилотировался летчиком 274 ИАП сержантом Прохоровым.

IMGP5433 f23b5

IMGP5441 cd998

P4230892 83ce7

P5010920 d1378

Согласно Оперативной сводки по 278 ИАД от 20.04.1943 г., в период 07.20 - 7.45 в р-не Новороссийска на высоте 3000-4000 м младший лейтенант Дудинов и сержант Прохоров встретили выше себя 4 Ме-109 и одновременно ниже себя 2 Ме-109, с которыми завязали воздушный бой. После выхода из воздушного боя Дудинов внезапно был атакован Ме-109, огнем которого были пробиты плоскости, фюзеляж и пробита воздушная система. Посадку произвел на живот в 1 км севернее станицы Северская. Сержант Прохоров с боевого задания не вернулся.

По данным Донесений о безвозвратных потерях в частях 3 истребительного авиационного корпуса, пилот 274 истребительного авиационного полка сержант Прохоров Георгий Борисович, 1923 г.р., уроженец г. Ташкент, не вернулся с боевого задания 20.04.1943 г. Отец – Прохоров Борис Евсеевич, проживал по адресу: г. Хабаровск, ул. Знаменщикова, д. 3.

Свой первый боевой вылет сержант Прохоров совершил накануне гибели 19.04.1943 года. Второй вылет стал для него последним. Изучив немецкие архивы, и сопоставив GPS координаты места падения с системой координат люфтваффе, мы установили имя немецкого пилота сбившего, найденный нами истребитель. Им оказался командир 8.JG 52 Hptm Guenther Rall. В 06:49 по берлинскому времени (07:49 по Москве) он заявил о сбитом им советском самолете севернее Геленджика в квадрате 85351, что по месту и времени полностью соответствует обстоятельствам воздушного боя, в котором погиб сержант Прохоров.

GuentherRall 5bbc9

0 4be7d 9b3e531a XL fe135GuentherRall1 626fb

Надо признать, что наш летчик, сам того не зная, вступил в бой с одним из лучших асов третьего рейха. За годы второй мировой войны Гюнтер Ралль сбил 275 самолетов, в том числе 241 советский истребитель, став третьим по результативности пилотом люфтваффе, после Хартмана и Баркхорна. Сержант Прохоров был 116-м в этом скорбном списке. Гюнтеру Ралль удалось пережить войну. Умер он в 2009 году в звании генерал-лейтенанта авиации и был награжден всеми высшими наградами фашистской Германии вплоть до рыцарского креста с дубовыми листьями и мечами.

В отличие от него, сержант Прохоров не имел наград и за свой короткий путь летчика-истребителя не успел сбить самолетов противника. Но завоевать господство в воздухе было невозможно только силами уже состоявшихся асов, и именно на плечи таких рядовых тружеников войны, как сержант Прохоров и его товарищи, для многих из которых их первый боевой вылет стал и последним, легли основные трудности воздушных боев в небе Кубани и именно их жизнями оплачена столь трудная и столь важная победа в Кубанском воздушном сражении.

Евгений Порфирьев

 

Прочитано 1988 раз Последнее изменение Суббота, 17 октября 2015 22:25

Добавить комментарий

Защитный код

Комментарии