Суббота, 10 декабря 2016 22:40

О могиле летчиков на реке Адегой

Автор
Оцените материал
(3 голосов)

Автор: Ковешников В.Н.

Воздушные бои на Кубани в 1943 году стали составной частью одного из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны. Они разгорелись над Кубанским плацдармом, многие этот термин знают как «Голубая линия». О братской могиле участников этого сражения, пойдёт речь в данном очерке.

В истории Великой Отечественной войны (ВОв) 1941-45 годов, есть события, которые в современной истории описываются как «сражения на Голубой линии» в период с февраля по октябрь 1943 года. Голубая линия это система фашистско-германских укреплений, вошедшая в историю Второй мировой войны, под названием Кубанский или Таманский плацдарм. Термин «Голубая линия» попал в литературу от цвета карандаша, которым Гитлер прочертил восточный рубеж обороны Кубанского плацдарма на большой тактической карте обстановки битвы за Кавказ. Сухопутная граница плацдарма, проходила от города Новороссийск по восточной окраине станицы Крымской (с 1958 года город) - остриё обороны и далее к берегу Темрюкского залива, несколько восточнее города Темрюк. По периметру длина обороняемого плацдарма составляла около 320 км, длина передового сухопутного рубежа Новороссийск – Темрюк, равнялась почти 100 км, а глубина обороны была около 112 км.

Станица Шапсугская, вид с гребневых полян хребта Коцехур


Кубанский плацдарм представлял собой глубоко эшелонированную хорошо оборудованную оборонительную систему. Его площадь составляла больше чем Таманский полуостров. Это была не линия на самом деле, а территория, окружённая с трёх сторон берегами Азовского и Черного морей, Керченским проливом и имеющая около семи рубежей обороны между которыми, располагались укреплённые районы, узлы обороны и опорные пункты готовые к круговой обороне. Весь плацдарм как паутиной был опутан рядами колючей проволоки и усеян минными полями. С воздуха плацдарм, прикрывался германскими самолетами, базирующимися на аэродромах Керченского полуострова. Как считали фашисты – плацдарм неприступен. Впоследствии Кубанский плацдарм сравнивали с «Линией Мажино» - система французских укреплений, построенная в 1929-34 годах и «Линией Маннергейма» - финские укрепления, сооружённые на Карельском перешейке на советско-финской границе в 1929-39 годах.


Но, советские войска выбили фашистов с Кубанского плацдарма. «... Описывая события этого периода, маршал Советского Союза Г.К. Жуков в своих воспоминаниях писал, что боёв более ожесточённых, чем под станицей Крымской он не видел за всю войну, мужество и героизм советских воинов были безграничны. Это его высказывание в равной степени относилось как к нашим сухопутным войскам, пытавшимся прорвать оборону гитлеровцев, так и к лётчикам, ковавшим победу в небе» [3]. За героизм, проявленный на Кубанском плацдарме 42 соединения и части Советской армии и флота, были удостоены почётного наименования Кубанских, Таманских, Новороссийских, Темрюкских и Анапских.


Братская могила и скромный памятник авиаторам, находятся на левом берегу реки Адегой, левого притока реки Абин, в 400 м ниже по течению от устья ручья протекающего по щели Ивановский Яр и, примерно, в 900 м ниже урочища Раздеры, известного своими родниками. Могила расположена у западной обочины лесной дороги, ведущей из станицы Шапсугской Абинского района вдоль русла реки Адегой к Кабардинскому перевалу, что на гребне хребта Маркотх. От станицы до памятника по лесной дороге, проложенной по левому берегу реки Адегой, около, 5 км. Памятник обозначен на современных картах масштаба в 1:50 000 и в 1:25 000.

Источник: Форум Крымска


Раздёры урочище, находится в среднем течении реки Адегой на левом берегу, на абсолютной высоте около 130 м. Как объясняют местные жители, это название образовалось, т.к. «здесь долина реки Адегой, как бы раздирается (разделяется) на две части собственно Адегоя и его правого притока, протекающего по щели Капустная». Устье Капустной щели, является частью урочища. Ручей протекающий по щели, впадает в реку Адегой с юга, на встречу водотоку главной реки, которая на этом участке течет на юг. После их слияния река Адегой почти сразу меняет свое направление течения с южного на северное, совпадающее с направлением течения притока. Быть может, топоним Раздёры происходит от слова «раздёрнуть» - разделить, разъединить, так как в районе урочища основное русло на своем изгибе (меандре), принимает приток и долина разделяется. Возможно, Раздёры это искажённый народный географический термин, образованный от слова раздор – устье бокового притока, что соответствует гидрографии этого участка долины. В словаре «География Кубани» (2006 год), приводится термин «Раздёр – место разделения реки на дельтовый рукав», такое толкование названия урочища не соответствует строению рассматриваемого участка долины реки Адегой.


Автор очерка уже рассказывал об этой братской могиле в книге «Путешествия по красавице Кубани» [2] в главе «На границе Кубанской равнины и Черного моря». Прошло немного времени после её издания, но вопросов, связанных с описываемым памятником и событиями вокруг него, происшедшими в ХХ веке, меньше не стало. Некоторые из них подвергаются сомнению и требуют уточнения, и дополнительных исследований. В интернете, приводится информация, зачастую противоречивая и носящая предположительный характер. Например, что в могиле похоронен экипаж или что один из похороненных упокоен в братской могиле у города Новороссийск, или, что оба упокоенные в могиле неизвестны.

Фотография и надпись на могиле авиаторам

Братская могила в долине р. Адегой выше (юго--западнее) урочища Раздеры.

Существует несколько версий об истории появления описываемой могилы и событиях связанных с ней, полученных из разных источников (устных, интернет, архивы):
1. В 60-х годах ХХ века на северном склоне горы Липовой (518,9 м), в долине реки Адегой, был найден советский самолёт штурмовик ИЛ-2 и останки двух членов, экипажа. У подножья горы на левом берегу реки Адегой авиаторы были похоронены. Через некоторое время на обелиске появляется надпись: «Здесь героически погибли в боях за освобождение нашей Родины воины-авиаторы Чурилов Иван Павлович и его боевой друг, доныне неизвестный. Апрель 1943 г.» - «Никто не забыт, ничто не забыто». На табличке указывается имя одного из погибших. Кто и как устанавливал имена погибших? Существует версия, что якобы имя было установлено по номеру снятого со штурмовика пулемёта. А имя второго, вероятно стрелка, установить так и не удалось.
Можно предположить, почему имя второго авиатора не установлено? Так как потери среди стрелков на самолётах ИЛ-2 в несколько раз превышали потери лётчиков. Это происходило потому, что стрелок на своём боевом месте с боков не был защищён от пуль и от осколков. Поэтому стрелки часто погибали и как следствие часто менялись, что могло, затруднить установление имя второго члена экипажа.


Бытовала версия, что был найден планшет лётчика Чурилова, по которому решили, что он принадлежит летчику «Ила», упавшего на склоне горы Липовой. Но где планшет был найден и где он сейчас? Следует отметить, что авиаторов на склоне горы нашли и захоронили после войны в 1947 г. или 1949 г.
2. «Памятник ставили годах в 70-х. Скорее всего было две могилы: Чурилова и неизвестного летчика (самолетов в этом районе упало немало). Второго летчика, с другого самолета, могли просто похоронить рядом с уже имевшейся могилой. А когда ставили памятник, то просто не стали заморачиваться с установлением истины и написали то, что знали: Чурилов и второй неизвестный летчик, при этом немного исказив смысл».


3. «Тему самолёта на склоне (вероятно, у горы Липовой, прим. автора) можно закрыть. Жаль, но эти лётчики так и останутся безымянными героями той войны. Был сегодня в Шапсугской, разговаривал с бывшим директором школы, ученики которой делали запрос в архивы, бывшим лесником, совсем уже стареньким дедушкой и местным жителем, который видел этот самолёт, когда его только нашли. Собственно, с их слов лётчиков похоронили ещё в 1947 или 1949 году, памятник поставили гораздо позже, долгое время на могиле лежал пулемёт бортового стрелка, потом его кто-то утащил. Самолёт был сравнительно целым, ... , без бомб, в борту большая пробоина, … . Неясно, когда упал, один собеседник сказал, что в 1942 году, другой уверен, будто в 1943, … . Двигатель утащили трактором где-то в 50-х годах. Непосредственно в окрестностях станицы упали три самолёта, один был совершенно целым с подвешенными бомбами и РС-ами (реактивными снарядами, прим. автора), лётчик и стрелок вылезли сами и на них напали местные собаки (видимо здесь речь идет о ИЛ-2 найденном северо-западнее горы Свинцовой, прим. автора), у пилота другого самолёта не раскрылся парашют, он был найден и похоронен в общей могиле (вероятно, это идёт речь о Чурилове, и не понятно в какой общей могиле он похоронен, прим. автора), ну и третий этот наш (видимо, речь идет о самолёте на склоне горы Липовой, прим. автора). Места падений известны, но там ничего нет, все двигатели из леса утащили». …
«... свидетели утверждают, … , лётчик одного из них погиб в районе щели Капустной из-за нераскрывшегося парашюта, двое других были похоронены из одного экипажа в 1947 или 1949 году …». ... «Общался с местным жителем. Он с местным лесником в 1947 нашёл этот самолёт на склоке (видимо, речь идет о самолете на склоне горы Липовой, прим. автора). Пилотов было два. Так, что это был штурмовик ИЛ-2. … Тему считаю закрытой». … «Он ещё говорил, что документов у пилотов не было, не точно, но лётчик был младший лейтенант, а стрелок сержант, … . И ещё говорил, что на груди у стрелка был орден, какой - не помнит».


4. Приводятся данные оперативной сводки (от 4 мая 1943 года) 201 авиационной истребительной дивизии (ИАД), где указывается, что «… Не вернувшийся с боевого задания 21.04.43 заместитель командира авиационной эскадрильи 437 истребительного авиационного полка (ИАП) старший лейтенант Чурилов, по данным пограничников и колхозников погиб в районе станица Шапсугская. Обстоятельства: при возвращении с боевого задания на высоте - 300 м был атакован двумя Ме-109, самолет загорелся, летчик выпрыгнул с парашютом. Парашют не раскрылся, летчик погиб. По документам установлено, что летчик был старший лейтенант Чурилов И.П. Документы и орден находятся в штабе Пограничного отряда в Холмском. ...». Почему-то место падения самолета летчика Чурилова ни кто не указывает. Под сомнением здесь и данные о последнем бое Чурилова.


5. В 2001 году была составлена учетная карточка воинского захоронения (братской могилы), где дается лаконичная информация: дата захоронения - апрель 1943 года (?), памятник установлен в 1975 году, в могиле захоронены два человека Чурилов И.П., второй неизвестен. Год рождения Чурилова не значится. Карточка официальный документ заверенный военным комиссаром и председателем исполнительного комитета Абинского района. Но она не дает ответов на многие вопросы, а формально фиксирует место захоронения и в ней есть ошибки: река Адегой значится как Адыголь; захоронение на схеме указано на правом берегу, а оно находится на левом; расстояние от станицы Шапсугсой, значится 7 км, завышено, так как по лесной дороге, проложенной по левому береге реки от станицы до захоронения не более 5 км. И время захоронения, вероятно не точно, так как авиаторов со склона горы Липовой захоронили в 1947 или 1949 годах и точно не известно когда они погибли.


6. У города Новороссийск есть братская могила, расположенная на 12 км Сухумского шоссе, где захоронены 41 человек. В списках упокоенных в этой могиле значится и старший лейтенант Чурилов И.П. Поэтому озвучено мнение, что в долине реки Адегой похоронен другой летчик. Возникает вопрос, почему имя одного человека, указано на двух братских могилах, удаленных друг от друга на значительное расстояние? «В 1965 году вышла директива Генштаба, обязывающая увековечить имена воинов на ближайшем к месту гибели мемориале, т.е. просто записать там их имена. Все-таки захоронить и увековечить — две большие разницы» (АИФ, № 25, 2016 г.). Похоронен Чурилов И.П. в долине Адегоя, а под Новороссийском его имя увековечили.
Итак, из надписи, на памятнике, следует, что в могиле похоронены два авиатора, вероятнее всего, экипажа самолёта ИЛ-2, найденного на северном склоне горы Липовой. На данный момент самолёт давно распилен и увезён на металлолом, по его номеру можно было установить имена экипажа. Но почему-то устанавливали якобы по номеру пулемёта! Возникают вопросы, кто на самом деле упокоен в могиле и как на самом деле имена двух похороненных здесь воинов, как попало имя Чурилова И.П. на надпись памятника, где место падения его самолета? Ведь Чурилов И.П. летал и погиб на одноместном истребителе Ла-5. Есть сведения, что он упал в щели Капустной, а это более 1 км южнее от могилы авиаторам и был захоронен в общей могиле почти сразу после смерти, т.е. в апреле 1943 года. Отмечу, что в то время могилы авиаторов еще не было, а кладбище на левом берегу реки Адегой в 1,5 км выше по течению от устья ручья протекающего по Капустной щели, уже было. Сейчас здесь находится скромный памятник на зарастающей поляне, а в годы ВОв располагался полевой госпиталь. Советских воинов, скончавшихся от ран, хоронили здесь же. Кладбище расположено за памятником севернее и на современных картах они обозначены. Вероятно, те люди, которые устанавливали надпись на могиле авиаторов, слукавили или не знали, что Чурилов летал на истребителе.

Долина р. Адегой в районе памятника авиаторам


Вот краткие данные о гибели Чурилова И.П., взятые из «Именного списка безвозвратных потерь начальствующего и рядового составов 201 ИАД» (исх. № 0780, 14.05.43 г.) за период с 1 мая по 8 мая 1943 г., заполненного от руки: «... Чурилов Иван Павлович старший лейтенант, заместитель командира авиационной эскадрильи 437 ИАП, 201 АИД. Погиб 21 апреля 1943 года в бою район станицы Шатупская, похоронен в Новороссийском районе, станица Стадунская. ...» (видимо название станицы Шапсугская в донесении дважды написано с искажениями и в то время она уже значилась в Абинском районе, прим. автора). Летал Чурилов на одноместном истребителе Ла-5. Сбил три вражеских самолёта, награждён орденом Красного Знамени. По данным списка безвозвратных потерь Чурилов И.П. родился в 1913 году в селе Тайцы Орловской области. По данным наградного листа Чурилова (от 08.08.42 г.) - его год рождения значится 1918.


Последний бой Чурилова И.П., описан в книге «На главных направлениях» [1]: «Нашим лётчикам в бою 24 апреля 1943 года северо-западнее Новороссийска удалось сбить семь самолётов противника, из них три Чурилов, один в боевой атаке, а два других спровоцировал на столкновение. После первой атаки самолёт Чурилова был подбит, но он не вышел из боя и направил свой горящий самолёт на Ме-109. Фашистский лётчик сделал пытку уклониться, но врезался в другой «мессершмитт», что привело к их гибели. Оба вражеских самолёта рухнули на землю. В следующее мгновение самолёт Чурилова взорвался» [1]. В книге, говориться также, что Чурилов И.П. награждён был двумя орденами Красного Знамени. О реальности описанного эпизода воздушного боя сейчас сложно судить, вероятно, что это художественный вымысел мемуарных записок. Особенность многих мемуаров, заключается в претензии на достоверность воспоминаний и, соответственно, на документальный характер текста, в действительности не все мемуары являются правдивыми и точными.


На самом деле время гибели Чурилова И.П. - 20.04.43 г. и он был награжден одним орденом Красного Знамени. По данным германских архивов, следует, что «21.04.43 года потери их авиации в окрестностях Новороссийска составили один истребитель Ме-109. 24 апреля этого же года у немцев не было потерь в воздушных боях на Кубани вообще». Факт столкновения двух «мессершмиттов», изложенный в книге «На главных направлениях», имел место быть. «Столкновение произошло 29.04.43 года в районе Анапа - Крымская, его подробности не уточняются». Согласно дате Ме-109 столкнулись уже после гибели Чурилова и в несколько ином месте. Как видно в книге есть преувеличения и неточности.


Далее приводится информация о месте падения некоторых самолетов, расположенных на сравнительно небольшом удалении от могилы-памятника воинам-авиаторам, данные представлены Краснодарской краевой общественной поисковой организацией (ККОПО) «Кубанский плацдарм»:
- ИЛ-2, советский двухместный штурмовик, упал на склоне хребта Свинцовые Горы. По его заводскому номеру (2862), было установлено, что он был сбит в районе Новороссийска 07.08.43 года, базировался под городом Краснодар. Вероятнее всего, его экипаж остался живой, т.к. погибших в этой местности летчиков штурмовой авиации в это время не было зарегистрировано. От памятника самолет упал, примерно, в 5 км на северо-запад;
- Як-7Б, советский самолет-истребитель, пилот Евдокимов, обнаружен на склоне хребта Свинцовые Горы. От памятника самолет упал, примерно, в 4 км на северо-запад;
- Аэрокобра (Bell P-39 Airacobra) американский истребитель, состоял на вооружении советской авиации в период 2-й Мировой войны, упал у хребта Свинцовые Горы, примерно, в 3,5 км на северо-запад от памятника;
- УТ-1Б, советский учебно-тренировочный самолет, переделанный в штурмовой вариант, упал у юго-западного подножья горы Липовой, на западном склоне перевала Скобидо (240 м), обращенном в долину щели Капустной. Сбит 20 августа 1942 года, летчик сержант Косоротов из 46 авиационного полка, остался жив. Место падения самолета от памятника расположено, примерно, в 2 км почти на юг;
- Ла-5, номер не установлен, останков летчика не обнаружено, упал самолет в 6-7 км от могилы авиаторам на восток, на левом берегу реки Абин. Возможно, это самолет Чурилова И.П;
- самолет на северном склоне горы Липовой. О нем существуют две версии, что он был сбит в 1942 г. или 1943 г., но утверждают что это был самолет ИЛ-2, вероятно, потому что в могиле, расположенной недалеко от места падения, похоронены два человека, то есть экипаж, уже после войны. Вероятнее всего, что этот ИЛ был сбит в 1943 году, т.к. он являлся новой двухместной модификацией, а значит и более распространенной, в 1942 году преобладали одноместные штурмовики.


Данные о самолетах можно уточнить на интерактивной «Карте мест падения самолетов на Кубани», размещенной на сайте поисковиков Кубани «Кубанский плацдарм».
На участке долины реки Адегой у урочища Раздеры, между устьев ручьев, протекающим по щелям Ивановский Яр (левый приток) - щель Капустная (правый приток) в 90-х годах ХХ века приходилось встречать куски дюралюминия, который использовался в авиастроении. Протяжённость этого участка не превышает 700 м. Поисковики ККОПО «Кубанский плацдарм», бывавшие на этом участке долины, это также подтверждают. Вероятно, в этом месте или не далеко от него было падение самолёта, быть может, Чурилова И.П. Не сохранился самолет, т.к. упал в доступном и посещаемом месте, наиболее крупные его части были вывезены.


Почти в 2,5 км выше по течению реки Адегой от братской могилы авиаторам, тоже на левом берегу, находится кладбище и еще одна братская могила времен ВОв, и в ней, возможно, был на самом деле захоронен Чурилов И.П. А в могиле авиаторов упокоены два неизвестных человека летчик младший лейтенант и стрелок сержант с ИЛ-2, упавшего на северном склоне горы Липовой.


Повествование о братской могиле заканчивается, но вопросов меньше не становится, так как в приведенных материалах (устных и письменных воспоминаниях, архивных сведениях и пр.) встречается ряд расхождений или противоречивых данных. Дальше приводятся архивные материалы, которые мне помогли найти поисковики ККОПО «Кубанский плацдарм», честь и хвала им.


В объединенной базе данных Минобороны РФ (ОБД) Чурилов И.П. действительно значится потерей 21.04.43 г. Но за этот день его нет ни в оперативной сводке, ни в Журнале боевых действий (первичный документ, составлявшийся непосредственно сразу после боевого вылета). Его Ла-5 № 825 в оперативной сводке на 22 часа 00 мин. 20.04.43 г., значится как не вернувшийся с боевого задания. Хочу обратить внимание и на то, что выше в пункте 4., приведены данные оперативной сводки (от 4 мая 1943 года) и они не совпадают с тем материалом, который приведен в заключительной части очерка.
20 апреля 1943 года в период с 17 часов 15 мин. до 18 часов 15 мин. шесть Ла-5, ведущий (старший группы, вылетевшей на задание) старший лейтенант Чурилов, с Ил-2, вышли на цель, в море. На обратном маршруте в районе поселка Кабардинка на высоте 1500-1800 м встретили восемь германских Ме-109 с которыми завязался воздушный бой. Младший лейтенант Кузнецов сбил один Ме-109, который упал юго-западнее станицы Эриванской 10 км на склоне хребта Коцехур. Один Ме-109 подбил младший лейтенант Ситников. Чурилов И.П. не вернулся из этого боевого вылета.


По данным германских архивов, вероятнее всего, сбил Ла-5 Чурилова Heinrich Sturm 20.04.43 г., в 16 часов 17 мин. по берлинскому времени, по московскому в 17 часов 17 мин. Если верить заявке германского летчика, то он сбил Чурилова на высоте 3 000 м над Кабардинкой и далее его Ла-5 падал в направлении станицы Шапсугской. В районе щели Купустной Чурилов выпрыгнул с самолета, парашют не раскрылся и летчик погиб. Самолет мог планировать дальше и, возможно, упал юго-восточнее станицы Шапсугской на левом берегу реки Абин и расстояние от места воздушного боя до места падения самолета может составлять, примерно, 14 км.


Heinrich Sturm (Генрих Штурм) /1920-1944 г.г./ германский летчик-ас Второй мировой войны, одержал 158 воздушных побед, погиб 22 декабря 1944 года, взлетая с аэродрома стойкой шасси задел грузовик неожиданно выехавший на взлетную полосу.

Литература:
1. Бойков П.М. На главных направлениях. М., 1984.
2. Ковешников В.Н. Путешествия по красавице Кубани. Краснодар, 2012.
3. Порфирьев Е.А. «Битва за небо». Краснодар, 2010.

Автор Ковешников В.Н. (город Краснодар), фото автора.

Прочитано 830 раз Последнее изменение Понедельник, 12 декабря 2016 23:20

Добавить комментарий

Защитный код

Комментарии

+1

Марта

1. Ниасилила..
2. Вот так же, наверное, меоты долго помнили имена своих царей, пышно захороненных в курганах. Через лет сто подзабыли, начали расспрашивать стариков, кое-как восстановили, высекли на глиняных табличках... А все равно они остались безымянными. Хоть и были, наверное, героями.
+1

Жека

Я больше склоняюсь к тому, что Чурилов похоронен в братской могиле на месте госпиталя. От Капустной щели, где нашли тело Чурилова, гораздо ближе до госпиталя, чем до могилы с его именем. К тому же если тело Чурилова везли в Шапсугскую, то почему решили похоронить на полпути? Для уточнения подготовлю запрос в Центральный архив военно-медицинс ких документов.
В могиле летчиков на берегу Адегоя скорее всего похоронен безымянный экипаж Ил-2. Возможно когда-нибудь мы найдем место падения этого самолета и установим имена летчиков.