Пятница, 27 мая 2016 21:16

Горный красавец Папай

Автор
Оцените материал
(4 голосов)

Рисунок Папайской цепи, вид с юга, сделан, вероятно, с хребта Коцехур, с места расположенного юго-восточнее вершины Тхаб. На рисунке слева направо, т.е. с запада на восток, хорошо видны следующие вершины: Западный, Центральный, Главный и Восточный Папай. Северный Папай не виден. Автор рисунка не известен.

 

  Массив горы Папай расположен в низкогорной части в цепи Главного Кавказского хребта (ГКХ) Большого Кавказа, на стыке административных границ Абинского, Геленджикского и Северского районов Краснодарского края. На северном склоне массива, находятся истоки рек Убин и Большой Хабль (бассейн реки Кубань), а на южном, Папай правый приток реки Пшада (Черноморский бассейн).

  Участок ГКХ, где расположена гора Папай, сложен отложениями меловых флишей, состоящих из мергеля, песчаника, известняка с прослоями глинистых известняков. Гора Папай имеет статус комплексного памятника природы, утвержден в 1983 году решением Краснодарского крайисполкома [7]. Уникальность его не только в геолого-геоморфологических особенностях, но и в своеобразии растительного мира. Здесь, вдали от основного ареала, который расположен на Черноморском побережье Кубани, произрастает настоящее можжевеловое редколесье, представленное тремя видами. Весь горный массив окружен лиственным лесом, где преобладает граб и дуб с примесью сосны кавказской.

В центре гора Папай (818,6 м), справа Восточный Папай, вид с юго-востока


  Наименование вершины нанесено на большинство карт ХIХ века, на некоторых из них оно обозначено с ошибкой, например, Капай, Пипай или Попай. На всех картах, второй половины ХХ века, различных годов издания и масштаба, обозначается одна вершина - гора Папай с абсолютной высотой около 819 м. В туристско-краеведческой литературе, приводятся данные, что гора Папай имеет протяженность 5 км и состоит из семи вершин, перечисляются с востока на запад: Восточный Папай-2 (558 м), Восточный Папай-1 (703 м), Папай или Главный Папай (818,8 /818,6/ м), Центральный Папай (793 м), Северный Папай (755,2 м), Западный Папай-2 (553 м), Западный Папай-1 (758,8 м).
  Согласно геоморфологическому строению участка ГКХ, где расположены указанные вершины, не мудрствуя, выделяется пять вершин: Главный, Восточный, Центральный и Западный Папай, расположенные в цепи ГКХ и Северный Папай, который примыкает к Центральному Папаю с северного склона. Указанные вершины (кроме Северного Папая) хорошо просматриваются с юга, с долины реки Папай и особенно с хребта Коцехур, восточнее горы Тхаб (905 м) со склона северно-восточной экспозиции, где находится небольшой скальный участок. Это место удалено от горы Папай на 7,8 км, с него видна Папайская цепь как на ладони.
Папайская цепь, образует участок ГКХ широтного простирания, за исключением Северного Папая, с довольно крутыми склонами, особенно южными, которые почти на пяти километровом протяжении имеют огромной мощности скальные обнажения. Если считать от седловины Папайского перевала до седловины с абсолютной высотой ~403 м, расположенной между вершиной Восточный Папай и безымянной высотой (520,7 м), то общая протяженность Папайской цепи составляет около 5,5 км. Этот участок ГКХ Тихомиров В.Р. назвал «Папайская пила» [11].
В том виде, как представляют горный массив краеведы и туристы, он больше похож на хребет, имеющий одну четко выраженную геолого-геоморфологическую структуру, выделяющую его на фоне окружающих лесистых гор. Этот массив, является крайним западным скальным участком в цепи ГКХ. В системе Большого Кавказа западнее «Папайской пилы», стоит скальная гора Шизе (542 м). Она расположена на правом борту долины реки Абин и имеет много сходных черт с Папаем, как геолого-геоморфологических, так и ботанических. Гора Шизе удалена на запад от него, почти, на 24 км.

Западный Папай, вид с востока


Название горы Папай легло в основу более чем десяти топонимов, некоторые из них утрачены:
- станица Папайская основана в 1864 году, в 1867 года переименована в Убинскую;
- хутор Папайский Пшадского сельского Совета Геленджикского района, располагался в среднем течении реки Папай. В 1961 году был сселен;
- река Папай протяженностью около 20 км, правый приток реки Пшада. Истоки реки находятся у юго-западных склонов горного массива Папай;
- хребет Папайский расположен севернее горы Папай и простирается параллельно ГКХ. Хребет протянулся с востока на запад всего на 4 км, высшая точка находится в его восточной части и имеет абсолютную высоту 568 м;
- перевал Папайский (386 м) расположен в цепи ГКХ у западного подножья Папайской цепи. Через перевал, с давних времен, проложена дорога из долины реки Большой Хабль в долину реки Папай, ведущая из Закубанья к Черному морю. С перевала начинается удобный подъем на вершину Папай. Второе название перевала - Арочный, бытовало среди туристов города Краснодара в начале второй половины ХХ века;
- щель Папайская, протяженностью около 7 км, расположена между Папайской цепью и Папайским хребтом. В ней протекает река Бол. Хабль;
- водопады Папайские находятся в верховьях Черной речки, протяженностью около 5 км, левого притока реки Папай. Водопадов насчитывается семь, их высота колеблется от 2,5 до 8 метров, начинаются они на абсолютной высоте 320 м. Истоки Черной речки расположены у южного подножья Центрального Папая;
- пещера Малая Папайская образовалась, на восточном гребне горы Западный Папай /758,8 м/. Длина пещеры 14-15 м. Вход в пещеру можно пройти, только ползком, через 2-2,5 м ход превращается в четко выраженную узкую щель, которая по вертикали имеет высоту до 3 м, сужающуюся к верху и низу, ширина хода составляет около 1 м. Заканчивается пещера глинистым наплывом. Существует легенда, что на южном склоне горы Папай есть пещера, в которую можно было заехать на подводе, запряженной парой лошадей. Достоверных источников о ее существовании нет, но археологи утверждают, что таковая есть, а вход её завален. Эту пещеру называют Большая Папайская;
- туристский приют «Папай» действовал до 1993 года, располагался в 3 км юго-восточнее вершины Восточный Папай (658 м), в истоках ручья Красная Речка, на котором в низовьях размещается туристский приют «Пшадские Водопады». Ручей является правым притоком реки Пшада. Приют «Папай» упразднен из-за отсутствия потока плановых туристов. Кроме вышеуказанных географических объектов, именем Папай называют туристские клубы, акционерные общества, кафе и т.п.
По одной из версий, название вершины произошло от имени племени папагов, населявших Папагию, располагавшуюся вокруг горы Папай, в V-Х вв. С топонимом и этнонимом неясно, что от чего получило наименование, местность Папагия от этноса или наоборот. Этническая принадлежность папагов дискуссионна. В указанное время в этих местах проживали анты.

Северный Папай, вид с юга


  Закубанская речка Ахтырь до начала ХХ века, называлась Антхыр, вероятнее всего, её наименование образовано от этнонима анты. Имя этнонима анты, скорее всего, имеет индоевропейское происхождение и переводится как «окраинные». Речка Ахтырь-Антхыр является левым притоком реки Хабль, в прошлом её низовья терялись в Закубанских плавнях левобережья реки Кубань. Река Хабль (Бол. Хабль), берет начало у горы Папай. То есть гора Папай находилась на территории проживания антов. Папагия, быть может, один из районов проживания антов и та их часть, которая проживала в районе вершины Папай, называлась, вероятно, от имени горы — папагами, отсюда и наименование местности Папагия.
  Античные авторы I-II вв. и византийские источники VI-VII вв. упоминают под разными именами славян, выделяя среди них антов. Локализуя место их проживания в Северном Причерноморье и долине реки Кубань. Название анты исчезает из письменных источников в VII в. Однако многочисленные археологические материалы, указывают на то, что поселения антов и их потомков существовали в течение всего VII в. и в последующих столетиях [9].
Согласно Прокопию Кесарийскому анты и славяне пользовались одним языком, у них был одинаковый быт, обычаи и верования, а «некогда даже имя у славян и антов было одно и то же» [6, 9]. На вопрос какова роль антов в славянском этногенезе есть несколько предположений [9]:
1. Анты – это первый этап в истории русского народа.
2. Анты – это восточные славяне I тыс. н.э.
3. Анты – это представители только южной группы восточных славян.
4. Анты и славяне соответствуют членению праславянского языка на западную и восточную ветви.
5. Анты в V-VII в.в. были отдельной этноплеменной группой славян.
Можно предположить и адыгскую этимологии названия горы Папай. Если топоним представить в виде Пэпэай, где пэ – «нос, начало» и ай – именной суффикс, из чего получается «начало+начало» или «много начал», что может означать «Много вершин». Такой перевод отражает строение этого участка ГКХ, имеющего несколько скальных вершин.
  Есть также мнение, что название горы Папай, происходит от греческих слов, пап – «священнослужитель» и айя – «святой», что означает «Святой священнослужитель». Адыгская и греческая версии этимологии топонима не убедительны.
Вероятнее всего, образование топонима Папай связано со скифами. Они населяли Северный Кавказ с VII века до н.э. по III век н.э. У них был культ многобожия. Одним из почитаемых божеств был Папай. Отечественный языковед-иранист Абаев В.И. считает, что имя скифского бога Папая, следует толковать как ласково-почтительное наименование «отец», другое толкование слова «защитник» [1]. На санскрите Питар означает «отец». Таким образом, эту замечательную вершину, быть может, нарекли еще скифы, именем одного из своих божеств. Высших скифских божеств возглавляли три Табити – Папай – Апи. Более всех скифы почитали Табити. Папай считался супругой Апи и прародителем скифов.
  Археологами найдены бронзовые скифские навершия (культовый предмет), в том числе и с изображением Папая. Большинство скифских наверший обнаруженных на Северном Кавказе, относятся к VII-V векам до н.э. [10].
  Навершие изображающее Папай, состоит из четырех соединенных дугообразных бронзовых лучей и одного вертикального в центре. Центральный луч украшен антропоморфной фигурой, расставленные в сторону руки, держат цепочки с колокольчиками. На голове фигуры, находится птица, в клюве, крыльях и хвостовом оперении которой, висят цепочки с колокольчиками. На окончании дугообразных лучей, находятся птицы, как на голове центральной фигуры. На четырёх лучах, окружающих центральный луч, сделаны по четыре животных, похожих на лису или собаку. Некоторые археологи пятиконечное скифское навершие с изображением божества Папая, сравнивают с пяти вершинным массивом горы Папай: Главный, Восточный, Западный, Северный и Центральный. В Прикубанье наверший с изображением Папая не найдено, надо полагать, у вершины ритуал поклонения, происходил непосредственно ей, без навершия. Возможно, эта гора была священной у скифов, на Главной её вершине они поклонялись богу Папаю, который, вероятнее всего, олицетворял небо.
Гора Папай пользуется популярностью у туристов не только Кубани, но и юга России. Это бесспорно очень интересная в туристском отношении вершина. Подъем на горный массив, возможен с четырех сторон, соответствующих основным сторонам горизонта, через Северный, Восточный, Западный Папай и южный отрог Главного Папая. Наибольшую сложность, особенно для начинающих туристов, представляет, как подъем, так и спуск со стороны Восточного Папая и по южному отрогу Главного Папая. Возможен спуск по южному склону и с вершины Западного Папая, им пользуются очень редко, подъем здесь также возможен, но его сложно отыскать в лесной чаще. Восхождение на массив вершины и прохождение её гребневой части, требует определенного туристского опыта, навыков, дисциплины и учета погодных условий. Во время сильного ветра, гололеда, снега, дождя и в условиях плохой видимости восхождение на вершину запрещается.


Литература:
1. Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990.
2. Ковешников В.Н. К вопросу топонимики Западного Каваказа. Экспедиция «Транскавказ-93». Сб. статей. Краснодар, 1994.
3. Ковешников В.Н. Краеведческие статьи о Кубани. Краснодар, 2006, 2008.
4. Ковешников В.Н. О реликтовых топонимах индоевропейского происхождения в горном Закубанье. Курорты. Сервис. Туризм. Научно-методический и информационный журнал № 2 (23). Краснодар, 2014.
5. Ковешников В.Н. По низкогорью Западного Кавказа. Краснодар, 1992.
6. Лавров Л.И. Ещё об интерпретации Ш.Б. Ногмовым кабардинского фольклора. Кавказский этнографический сборник, VII. М., 1980.
7. Литвинская С.А., Лозовой С.П. Памятники природы Краснодарского края. Краснодар, 2005.
8. Самойленко А.А., Ковешников В.Н. и др. В окрестностях Краснодара. Путеводитель. Краснодар, 1988.
9. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.
10. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989.
11. Тихомиров В.Р. Кавказ выходного дня. Путеводитель по ближайшим горным окрестностям Краснодара. Краснодар, 1974.

PS-1: Имя вершины Папай, относится к мифотопонимам — географические названия, в основе которых лежат мифы, имена богов или легендарных героев и т.п. То что будет кратко изложено ниже, вероятно, следует считать случайным совпадением, обнаруженным на современных карт. В горной местности, где возвышается Папайская цепь, имеется несколько мифотопонимов, расположенных сравнительно близко друг к другу, вошедших в названия вершин Афипс Большой, Собер-Баш, Тхаб, Тхачехочук (почти все вершины выделяются среди окружающих гор) и реки Убин. Вот их краткое описание:
- Афипс Большой – вершина (737 м), расположена в цепи ГКХ, в истоках реки Афипс. Раннее вершина значилась как Афипс, в основе названия теоним (имя бога) Афы, в абхазской мифологии - «Бог грома и молнии»;
- Собер-Баш - вершина (735,6 м) расположена на водоразделе верхнего течения рек Афипс и Убин. Вероятнее всего, первая часть топонима происходит от названия древнего мифического существа;
- Тхаб – вершина (905,1 м), расположенная в системе хребта Коцехур. Один из вариантов перевода названия, происходит от адыгейских слов тхьэ и бэ соответственно означающих «Бог» и «много», может означать «Много богов»;
- Тхачехочук – вершина (761 м), расположена у западной окраины села Михайловский Перевал города-курорта Геленджик. Топоним производят от адыгейского словосочетания ТхьачIэгъ чIыгу, где тхьэ - «Бог», чIэгъ - «под», чIыгу - «земля», что означает «Земля под Богом». В санскрите есть похожее слово tha-kkura - «божество» или «предмет или объект почитания»;
- Убин — река, её истоки расположены у северного склона горы Папай. Можно предположить, что топоним происходит от кабардинского слова убэн, означающего «утрамбовать» (одно из значений — убить) или «топтать» (одно из значений — уничтожить) или адыгейского слова убын - «плохо отзываться о ком-либо» /Тхаркахо Ю.А., 1991/. Быть может, гидроним Убин происходит от наименования забытого древнего языческого «божества смерти». Например, у тюркских народов Поволжья — убыр - «кровожадное демоническое существо».
Если от вершины Папай (819 м), провести прямую линию, до вершины мыса Идокопас, расположенного на берегу Черного моря, то она пройдет через вершины Тхаб и Тхачехочук. Продолжив прямую линию через Черное море, она укажет самый короткий путь к берегу Малой Азии к мысу Инджебурун. Продолжив эту прямую линию от горы Папай на северо-восток и юго-запад, она пересечет соответственно низовья рек Дон и Нил.
Если через вершину мыса Идокопас, провести перпендикуляр к линии проложенной от горы Папай до мыса и его продолжить на северо-запад, и юго-восток, то его прямая линия пересечет соответственно низовья рек Днепр и Кура. Образовавшийся крест соединяет устья рек Дон, Днепр, Кура, Нил, в основе перевода указанных гидронимов слово «вода-река».
Если соединить вершины Папай, Собер-Баш и Бол. Афипс прямыми линиями, то получится, почти, равносторонний треугольник, стороны которого равны, примерно, 10 км. В этом треугольнике находятся истоки реки Убин. При проведении прямых линий на карте следует, учитывать её масштаб, так как чем мельче масштаб тем больше линейных и угловых искажений.
Перечисление совпадений можно продолжить, но случайны ли они. Если нет, то возникает вопрос, что бы это значило? Условно линию проведенную через гору Папай и мыс Идокопас я назвал «Линия Богов». Под «богами» я подразумеваю далеких предков многих этносов населяющих Евразийский материк — индоевропейцев, самоназвание арии. Так как они обожествляли своих умерших предков. Вдоль «Линия Богов», проходил обычный людской путь, вначале это было вьючная тропа, а затем дорога из Закубанья. Она проходила по долине реки Бол. Хабль через Папайский перевал в долину рек Папай и Пшада к Черному морю, на берег Пшадской бухты. Обжиты долины Бол. Хабль и Пшада были тысячелетия назад, о чем свидетельствуют, множество дольменов построенных в этих местах. Киммерийцы, синды, вероятно, и меоты, являлись «старшими сыновьями» ариев и были носителями дольменной культуры Западного Кавказ.
PS-2: Название очерка «Горный красавец Папай», заимствовано у Тихомирова В.Р. [11].

Ковешников В.Н.
г. Краснодар

Прочитано 936 раз Последнее изменение Суббота, 28 мая 2016 11:35

Добавить комментарий

Защитный код

Комментарии

+1

Марта

Хорошо, что Виктор Николаевич берет на себя труд писать о вроде бы всем известных вещах. А то ведь знать-то знаем, а системы в голове нет.

Относительно топонима. Мне совершенно не понятно, почему так стойко держится версия, что Папай назван так в честь скифского божества? Где скифы и где черкесы? У них что, преемственность какая-то была? Да по свидетельствам европейских и русских путешественнико в 19 века, черкесы даже не знали, что за племена живут через две долины, а не то, чтобы ведать имена скифских богов. Да, соседние вершины тоже имеют "божественные" названия, но они ж не скифские. Уверена, что топоним черкесский, если не вообще придуман русскими или турками.

ВИТАЛИЙ ВОСТРОПЯТОВ

скифский язык практически не изучен.и на кубани куча топонимов,котор ые искусственно пытаются подвести под адыгскую основу,как тот же собербаш.абин,у бин тоже не имеют перевода с адыгского.а папай слово явно не адыгское,тем более,зная,что территория кубани очень долгое время была заселена именно скифо-сарматами ,прожившими в этих местах гораздо дольше адыгов,всё-таки можно предположить,чт о топоним именно скифский

Марта

Цитирую ВИТАЛИЙ ВОСТРОПЯТОВ:
искусственно пытаются подвести под адыгскую основу,

С этим - согласна. Но все же думаю, что сохранить звучание скифского топонима адыги вряд ли смогли бы столько лет. Да еще неизвестно, встречались ли они со скифами вообще ...

ВИТАЛИЙ ВОСТРОПЯТОВ

ПАПАЙ ДОСТАТОЧНО ПРОСТОЕ ИНДОАРИЙСКОЕ СЛОВО,В ЕГО КОРНЕ СЛОВО"ПАПА",СХО ЖЕЕ В ПРОИЗНОШЕНИИ У БОЛЬШИНСТВА НАРОДОВ,ИМЕЮЩИХ АРИЙСКИЕ КОРНИ.ПЛЭТОМУ,Д УМАЮ,ПРЕДШЕСТВЕ ННИКИ АДЫГОВ ПЕРЕНЯЛИ ТОПОНИМ У СКИФОВ А АДЫГИ СООТВЕТСТВЕННО, У НИХ.СОХРАНИЛСЯ ЖЕ ТОПОНИМ МИТРИДАТ,ДОПУСТ ИМ.А КАК ИЗВЕСТНО,ЭТО ИМЯ БОСПОРСКОГО ЦАРЯ,ПЕРЕВОДИТС Я С ДРЕВНЕИРАНСКОГО ,КАК ДАРУЮЩИЙ СОКРОВИЩЕ,ОТ ИМЕНИ БОГА МИТРЫ.А ГДЕ БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО,ТАМ И СКИФИЯ РЯДЫШКОМ.

виталий востропятов

ок,писать большими не буду.а тема мегалитов мне особенно интересна.я нашёл их большое скопление между новым и синегорским.пра вда не тороплюсь показывать это место,дабы его не загадили.но фотки имеются.