Суббота, 21 января 2017 22:48

О географическом названии Цеэтт

Автор
Оцените материал
(3 голосов)

http://maikop.bezformata.ru/content/image71781678.jpg

Абадзехи. Иллюстрация Т. Горшельта к его воспоминаниям об экспедиции на Шебш

Автор очерка Ковешников В.Н. (Краснодар)

 

Гора Цеэтт /568 м/, находится на границе Северского и Туапсинского районов Краснодарского края и расположена в цепи Главного Кавказского хребта (ГКХ) Большого Кавказа, разделяющего на этом участке долины рек Шебш (северный склон) и Шапсухо (южный склон). На картах масштаба 1:25 000, 1:50 000 и 1:100 000 издания 80-х годов ХХ века гора, обозначается с двойным наименованием Цеэтт (Чугунная). Вершина входит в систему полигонометрии и на картах на ней нанесен пункт государственной геодезической сети. Эта вершина редко посещается туристами, т.к. здесь нет привлекательных исторических памятников и природных особенностей, например, как вершины Папай, Собер-Баш, Индюк, Два Брата и другие. Но многим исследователям и путешественникам интересно её наименование, поэтому возник вопрос: что оно означает?

 

В начале ХХ века название горы Цеэтт подписывалось иначе. Так Корольков Г.К. в 1900 году её называет Цоэтш [7], на картах Кубанской области (1904 г.) и Кавказа начала ХХ века вершина соответственно значится как Исетшъ и Иеэттъ. На карте Краснодарского края масштаба 1:100 000 (1941 г.) гора подписана как Цеэтт, видимо, такое наименование вершины появляется в 1905-1907 годах. Так как в алфавитном указателе географических названий к 5-ти верстовой карте Кавказского края (Тифлис, 1913 г.) вершина, значится как Цеэтт. Второе название вершины в скобках Чугунная, появляется на картах в советский период истории, примерно, в середине ХХ века.

Карта начала 20 века

Наименование вершины Иеэтт, Исетш, возможно, искажение Цеэтт. Но названия вершины как Иеэттъ и Исетшъ, могли быть и не искажением, а производными от адыгского разговорного междометия иIэт - «ну-ка» + тхы - «хребет». Междометие иIэт употребляется как ненастойчивое побуждение к действию, например, «ну-ка поднимись» в данном случае на хребет.

В интернете встречается мнение, что вершина называется Цэйэтх или Цэйэтхы, без указания источников, состоящее из туземных слов Цей - фамилия и тхы - «хребет», а полный перевод топонима трактуется как «Хребет Цей (Цеевых)». Коков Д.Ж. [6] в антропониме Цей, видит абадзехскую фамилию, но её значение не приводит. Гора Цеэтт, расположенная в цепи ГКХ, быть может, стояла на границе проживания абадзехов и шапсугов или на стыке обществ указанных этносов. Здесь, возможен и несколько иной вариант образования топонима, где элемент тх-, происходит от туземного слова тъхэ - «бог, божий», тогда название в виде Цейэтхы будет переводится как «Божество (рода) Цей».

Антропоним Цей, видимо, образован от адыгских слов цей - «черкеска», или цэй - «супряга». Черкеска — русское название мужской одежды кафтана, была распространена в быту почти у всех народов Кавказа в том числе и казаков, его производят от тюркско-язычного слова чуха - «сукно». Слово супряга означает рабочий скот, запряженный для обработки земли. Вероятен, и другой путь возникновения антропонима от осетинского топонима Цей, образованного от слова цъаей - «сукровица» [10]. С этим топонимом связывают образование наименования села Цей и Цейского ущелья в Республике Северная Осетия-Алания. По данным Ворошилова В.И. [1] слово цей с осетинского языка означает «священный». В современной антропонимики адыгов, распространена фамилия Цеевы, производная от Цей.

В ХIХ века в «среднем ... течении Псекупса сидели общества Цей-хабль … . Общество Цей имело также поселения и по Пшишу». Среди абадзехских дворянских фамилий известностью славилась и фамилия Цей. [2] Версия образования топонима Цеэтт от антропонима Цей не убедительна, так как это фамилия абадзехская. В долине реки Шебш и в соседней за ГКХ долине Шапсухо, проживали шапсуги, то есть вершина Цеэтт, располагалась на их землях.

 Выходы коренных горных пород на горе Цеэтт, фото Косолапова В.В. город Геленджик

 

Племена абадзехов и шапсугов были родственными, так по данным Люлье Л.Я., следует, что еще в ХIХ веке сами черкесы (адыге) абадзехов и шапсугов назвали «Абазе-чиль», что означает «Абазинские народы» [9]. А Лавров Л.И., выдающийся советский кавказовед, писал «Можно утверждать, что такие адыгские племена, как бжедуги, шапсуги, абадзехи и махоши, еще в ХV-ХVI веках говорили на абазинском языке...» [8]. Поэтому можно предположить, что на периферии проживания абадзехов от названия одного их общества Цей мог, возникнуть топоним Цейэтх, несколько отличный от современного написания его на картах.

Но, быть может, топоним Цеэтт образован от словосочетания Цэтх, состоящего из адыгских слов цэ - «зуб» + тхы - «хребет». В горной части Кубани на хребтах и вершинах не редко, встречаются выходы коренных горных пород (скал), которые называют «зуб». В рассматриваемом случае на водоразделе ГКХ, где находится вершина Цеэтт, имеются скальные выходы, некоторые из них можно назвать «каменные зубы». Также в этой версии, возможен, другой вариант образования топонима от адыгского слова тъхэ - «бог, божий», тогда название в виде Цэтъхэ, может означать «Божьи зубы».

Второе название вершины Чугунная, по-видимому, не имеет отношения к слову чугун — сплав железа с углеродом и другими элементами. Написание второго наименования горы как Чугунная, вероятно, искажено и происходит от адыгского слова ЧIыгъун означающего «Край земли». Такое наименование вершина могла получить по разным причинам. Например, потому-что гора это край земли, выше только небо, в этом случае топоним можно рассматривать как самостоятельный, но это предположение не убедительно. Возможно, вершина была пограничной между землями родов и имела полное название Цейэтхы ЧIыгъун, что означает «Хребет Цей (на) краю (их) земли», или в виде Цэтъхэ ЧIыгъун означающее «Божьи зубы (на) краю земли».

ГКХ в районе г. Цеэтт, декабрь 2014г

 

Есть мнение, что кроме горы Цеэтт, расположенной в цепи ГКХ, такое же или очень похожее название имел Тхамахинский хребет или одна из его вершин. В связи с этим здесь рассматривается этимология Тхамахинского хребта.

Тхамахинский хребет протянулся с запада на восток от правого берега реки Шебш, примерно, на 11 км в сторону долина реки Псекупс. Высшая точка хребта, находится в его западной части и имеет абсолютную высоту 484 м. У южного подножья хребта расположено село Тхамаха Северского района Краснодарского края.

В одном из рапортов генерала Сумарокова-Эльстон Ф.Н. (1820-1877 г.г.), есть следующие сведения «разработаны удобные для колесной езды дороги с мостами: от Григорьевского до Федоровского поста, и от онаго до Ставропольской станицы, для вьючного сообщения: от Ставропольской станицы чрез Вочако на перевал Цеэтх, а оттуда на Адегако до Тхамахо». Станица Ставропольская, основанная в 1864 году, располагалась, примерно, на 8 км восточнее современного и находилась в нижнем течении речки Псекабс правого притока реки Шебш. В 1874 году станица Ставропольская была переселена на современное место расположения. До окончания Кавказской войны, на месте будущей станицы в этом месте долины Шебш, размещался Федоровский пост. Вьючная дорога к селению Тхамаха, расположенному в низовья речки Адегако, проходила через перевал, называемый Цеэтх. В некоторых военных документах середины ХIХ века на хребте Тхамахинском, значится название перевала и вершины Цеэтх, не ясно почему их нет на картах. На картах с начала ХХ века гора Цеэтт значится южнее хребта Тхамахинского, примерно, на 14 км, в цепи ГКХ. Можно также предположить, что Цеэтт и Цеэтх два разных топонима.

Река Шебш в теснине между г. Аце (Герсеванова) и Цеэтх (Тхамахинским хребтом). Фото Тыщенко М.

Название Тхамахинского хребта происходит от наименования туземного урочища Тхамаха, от которого получил имя Тхамахинский редут (1863-1864 г.г.), а затем и село Тхамаха (1864 г.). На военно-исторической карте Кубанской области за периода с 1800 по 1860 г. на месте будущей станицы Тхамахинской, обозначены местечко Адыхеко и урочище Тхамаха. Вероятно, в районе село Тхамаха, у туземцев было почитаемое место. Урочище и местечко, расположены у южного подножья Тхамахинской возвышенности, покрытой густым лесом, куда приходили туземцы для суда и молитв богу Мезитху (Бог леса) [3]. Туземное название местности Адыхеко переводится как «Сыновья Ады», где Ады имя собственное [3]. Есть и другой вариант перевода этого топонима, трактуемый в переносном смысле как "Колыбель Адиге" [11], при этом Щербина Ф.А. указывает, что это «объяснение довольно натянутое» [5]. А название урочища Тхамаха, состоит из слов Тха - «бог», ма - «указательное местоимение», ха - «корень глагола хыныу - «нести, подносить» и означает — «Посвященная Богу роща» [3]. В современном адыгском языке религиозное слово тхьащ переводится как «священная роща».

Топонимом Тхамаха, на картах масштаба 1:25 000, 1:50 000 и 1:100 000 издания 80-х годов ХХ века, обозначены:

- верховья речки Адегака как щель Тхамахинская;

- в верховьях реки Кавярзе (левый приток реки Псекупс) два левых притока как Тхамахинская щель, протяженностью 4 и 6 км;

- левый приток реки Кавярзе как речка Тхамашинка, протяженностью около 9 км, её истоки находятся у восточной оконечности Тхамахинского хребта, а в районе станицы Пятигорской устье.

 

...........................................................................................................................................................

Литература:

1. Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья. Майкоп, 2007.

2. Дьячков-Тарасов А.Н. Абадзехи (Историко-этнографический очерк). Записки Кавказского отдела императорского РГО. Книжка ХХII, выпуск 4-й. Тифлис, 1902.

3. Каменев Н. Урочище Адыхеко. Кубанские областные ведомости, № 43, 44. Екатеринодар, 1866.

4. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани, часть II. Краснодар, 2007.

5. Ковешников В.Н. Топонимический словарь Краснодарского края и Республики Адыгея. Краснодар, 2008.

6. Коков Дж.Н. Адыгская антропонимия. Нальчик, 2001.

7. Корольков Г.К. Военно-статистическое обозрение Кубанской области. Тифлис, 1900.

8. Лавров Л.И. Абазины (1940). Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев. Нальчик, 2009.

9. Люлье Л.Я. Черкесия (историко-этнографические статьи). 1857. Репринтное издание, 1990.

10. Цагаева А.Дз. Топонимия Северной Осетии (2-й том). Орджоникидзе, 1975.

11. Щербина Ф.А. История Кубанского Казачьего Войска. Том 2. Екатеринодар, 1913.

12. ГАКК ф 325 оп1 д53

PS: Спасибо Спасеновой Марине, за предоставление архивных данных из рапорта генерала Сумарокова-Эльстон Ф.Н., использованных для написания очерка.

 

Прочитано 819 раз

Добавить комментарий

Защитный код

Комментарии

Марта

Ответ Ковешникова - Закубанцу! 8)

Цитата:
В чем-то я с ним согласен, в чем-то нет, но этимологию топонима Цеэтт, я делаю предположительно, не агрессивно и как бы не отвергая что-то. Названия я брал существующие на картах и в текстах ХIХ века и фантазировать, добавляя к ним другие окончания, приставки, суффиксы и форманты не уполномочен. И где проживало туземное население, подробно изложено у многих авторов. Что есть, то есть.
... я о Цейском ущелье и осетинском следе пишу. .. Если есть какая-то своя версия, излагайте пожалуйста, чтобы было понятно не только автору и оппоненту, но и другим членам сообщества сайта. Ведь очерк и написан, чтобы отыскать утраченную истину и он не является исторической хроникой этносов проживающих в указанном районе Западного Кавказа.

zakubanec75

Антропоним Цей, видимо, образован от адыгских слов цей - «черкеска», или цэй - «супряга»
_________________
Опять незадача. Черкеска (одежда) - цЫе. И с фамилией Цей (Цэй) никак не связана.... Единственное, что можно сказать, что формант "-й" в конце антропонима - притяжательный. Цэ+й - "принадлежащий, относящийся к Цэ". Кстати,можно вспомнить еще осетинское ЦЕЙское ущелье...Среди черкесов немало родов неадыгского происхождения. Хачемизовы, Берзеговы - убыхи, Богорсуковы, Карабетовы - армяне, Нагоевы - ногайцы, Казановы и Казаноковы - татары и т.д.

zakubanec75

Вероятно, в районе село Тхамаха, у туземцев было почитаемое место.
__________________
Еще бы, если учесть, что Тхамаха - это искаженное "тхъаумафэ" - "воскресение", а шапсуги этих мест долгое время были христианами-син кретистами... А в 1840-х годах мусульмане -натухайцы устроили против них "мини-джихад", сжигая кресты на могилах шапсугов.

zakubanec75

Есть робкие упоминания в АКАКах. На них то все исследователи христианства у адыгов и ссылаются. Честно говоря, западные адыги - кяхи, до сих пор, несмотря на пропаганду ислама, так и остались синкретистами. Более того, просвещенная молодежь конструирует на просторах интернета "черкесское языческое единобожие Тхъа". Даже символ есть - Т-образный (в геральдике - "антониев") крест...))

zakubanec75

Неясно отчего версия о "хребте Цей" отметается напрочь, как непродуктивная? Гадать можно долго и нудно, так как первоначального звучания многих топонимов не знают даже сами адыги. Тут, можно включать фантазию, сколько угодно. Цеэтт - искаженное "пцъэ-тхъ" - "Рыба - хребет", например...

zakubanec75

ЧIыгъун - "Края земли"
_________________
Это никак не "край земли"! ЧIыгъун - скорее тогда уже чIыгъэ -унЭ - дом деревьев или деревянный дом. "Край земли" был бы "Хъэгъуапэ" или "Хэкуапэ"... Формант "-пэ" выступает и как "край, конец" и как "устье, окончание долины, реки"....

zakubanec75

Версия образования топонима Цеэтт от антропонима Цей не убедительна, так как это фамилия абадзехская. В долине реки Шебш и в соседней за ГКХ долине Шапсухо, проживали шапсуги, то есть вершина Цеэтт, располагалась на их землях.
________________
У адыгов не было "чисто" шапсугских или чисто "абадзехских" земель. Аулы часто переселялись с места на место. А верховья Псекупса и Пшиша - это территории сложения абадзехов. Из Тубинской долины они перешли туда в конце 17 века, вытеснив на север к Кубани бжедугов. Кроме того, принадлежность территории одному из "племен" никак не коррелирует с топонимикой. По ГКХ полно композитных адыго-абазински х, адыго-абхазских и даже адыго-грузински х топонимов. Тот же топоним и этноним "мамхег" (мамхыгъ) - от мам (гр. "отец") - хэгъэгъу (ад. "земля, область"). Грузинский формант "мам" - отец есть в адыгейских фамилиях Мамруковы, Мамсировы, Мамхеговы, Мамшуковы и т.д.
+2

Марта

Спасибо за детальное исследование! Очень интересная версия про "Чугунную", действительно, откуда там чугун?

А насчет абадзехов - зря. Да, земля была шапсугская. Но в самом конце Кавказской войны на берегах Псекупса и Шебша жило много абадзехов, вытесненных из-под Майкопа. Можно еще предположить, что границы этих самых Цеев и были Тхамахинский хребет - с севера и ГКХ - с юга.