Воскресенье, 10 сентября 2017 14:58

Автор
Оцените материал
(6 голосов)

Рассказ о пешем походе двух краснодарских девушек по каменисто-асфальтовым тропам Черноморского побережья. Автор рассказа - Наталья - славна в моих глазах тем, что проехала на груженом велосипеде от Туапсе до Адлера по автотрассе, что мне лично кажется сумасшедшей затеей. К тому же она любит путешествовать по Абхазии, что показывает в ней человека нетрусливого и рассудительного, а место работы (Тандер) - еще и неглупого. Да смягчатся под вашими ботинками все дороги, железные леди!)

............................................................................................................................................................................................................................................................

Сменив три транспорта: электрон до Новороссийска, троллейбус до автовокзала, и маршрутку до Абрау, 26 августа мы вышли на стартовую прямую похода Абрау-Анапа. Идею похода в 60км на три дня я вынашивала уже несколько лет. То ноликов недостаточно было на банковской карте, то работу работала, то компания не собиралась. А может просто не время было. Мы должны были идти вчетвером: я, Надя, Кристина и Андрей. Но Кристина и Андрей ретировались вместе с мамой в Кисловодск незадолго до назначенной даты. Моей бессменной спутницей была Надя. Не в обиду будет сказано, но может и хорошо, что ребята не пошли. Потому что это была ТАКАААЯ проверка на турпрофпригодность!!!! Что ой-ой-ой! Поздним вечером третьего дня я еле-еле выползла на привокзальную площадь Краснодара-1. Заработала пять огромных мозолей и ноги распухли так, что больно было ходить. Надя тоже порядком устала. Ей, как всегда, золотую грамоту за терпение, выносливость и железное плечо. Но обо всем по порядку.

На повороте на Дюрсо позавтракали и двинули в путь. Дорога ленточкой вверх-вниз средь леса и невысоких гор. Воздух прохладный и чистый. Поднялись на смотровую площадку над голубым озером Абрау. От красоты Природы просто задыхаешься. Вспомнилось наше предыдущее путешествие с Надей в эти места. Как мы сгорели на море в Дюрсо, мой первый (и, надеюсь, не последний) автостоп от Дюрсо до Абрау, дегустация шампанских вин и прогулка по глубоким холодным погребам в скале, а также купание в голубом меловом озере со своими сородичами- змеями. Не доходя пару км до Дюрсо нам встретились виноградники «Абрау-Дюрсо». Ну, конечно же, мы спустились в долину полакомиться виноградом. Это был очень вкусный виноград «Изабелла». Наворовав гроздей, поднялись на смотровую над Дюрсо. Пляж был забит, а море заманивало голубизной и бликами искупаться в своих прохладных водах. Но мы не пошли на эту сделку, решив завести роман с Утришами.

Так мы и шли на высоте по над берегом. На протяжении 7-10 км от Дюрсо моря не было видно. Различные «Энергетики», «Строители» и «ГазПромы» выкупили прибрежную линию вплоть до автодороги, и к тому же обнесли свои пансионаты высокими заборами и колючей проволокой. Я бы не хотела отдыхать в такой «тюрьме».

Как смешно не бывает, но сразу за воротами пансионата «Газпром» асфальт закончился. Началась обычная грунтовка. Мы шли уже по заповеднику. Все чаще встречались коренные жители Утришского заказника-можжевельник, красный чабрец и пицундская сосна. Все деревья, в том числе и лиственные, были очень низкорослыми, искривленными и причудливых очертаний. Словно мы попали в Танцующий лес Калининграда. Это воздействие местного климата.

Три км до Малого Утриша мы проехали на джипе с веселыми ребятами из Новороссийска. Респект вам, ребятули!

Что такое Малый и Большой Утриш? Это обители любителей отдыха с палатками и хиппи.

На самом мысе семечку негде упасть, не то, что яблочку. Да и подзасрали его, не побоюсь этого слова. В центре мыса производство парфюма- туалет, мусорные свалки, из которых мусор жрут местные коровы, и камни на берегу большие и острые, поэтому мы ушли левее на маленькие чистые камушки, где пахнет морем и свежестью.

Море было ласковым, вода чистой и прозрачной, дно устилали мелкие камушки, а к берегу подплывали стайки мелких-мелких рыбешек. Мы наслаждались богатствами Природы. Наша палатка стояла одна почти у самой кромки воды. Странно, но отдыхающие не ставят палатки на берегу, наверно боятся прилива.

Я ловила на фотоаппарат раздваивающиеся лучи закатного солнца, выглядывавшие из-за деревьев на мысе, как начал разыгрываться ветер. Не ураганный, но довольно- таки сильный ветер дул всю ночь. Палатку косило и сносило, внутри нее была супервентиляция! Надя даже надела на голову бав. Мы думали, что повторим судьбу девочки Эли из «Волшебника Изумрудного города». На удивление, море было очень спокойным, но ночью я частенько высовывалась из палатки и вглядывалась в кромку морского горизонта- не надвигается ли на нас смерч… Мы же новости иногда читаем.

Часов в пять утра ветер с медленной скоростью начал сбавлять обороты, я искупалась в утренней морской свежести, еще даже не освещенной солнцем, лучи которого уже показывали свои пальчики из-за горы. Непривыкшие плечи от тяжести рюкзаков поднывали, зато боль в левой

лопатке проходила. Так начались очередные 20км, которые дались нам труднее первых. Ну, а тридцатка третьего дня оказалась еще тяжелее. Но я снова забегаю вперед…

От Малого до Большого Утриша, как от Большого до Анапы, наверно можно пройти и по берегу, но мы не были уверены в достоверности этой информации. К тому же наши ноженьки были не подходящей обуви и, поэтому мы зашагали по узкой вьющейся грунтовке в самое сердце заповедника. На этом отрезке пути мы встретили всего 3-4 внедорожника, егеря на квадроцикле, тройку велосипедистов и восемь юных молодчиков топлес, бегущих трусцой во главе своего пузатенького тренера тоже топлес. Ааааа! Была еще девушка с длинными распущенными волосами и красным рюкзаком за одним из красных шлагбаумов в лесу, в которой я признала медведя.

Мы шли по дикому лесу круто в гору. Мы преодолевали перевал. Высота гор здесь доходит до 600 метров. Порой было так тихо, что мы слышали свое дыхание и скрежетание песчинок земли под ногами. Люди Цивилизации отвыкли от такой тишины и мне было не по себе. Я подбадривала себя внутри как могла. В голове крутился вопрос. Почему Человек, созданный лоном Природы, так боится ее материнской любви? Ведь, Природа- единственная, кто не причинит Человеку вреда и боли. Если, конечно, Человек не агрессор.

Перемахнув наивысшую точку перевала, мы спускались к Сукко сквозь рощу грабов, буков и дубов. Лес наградил нас за пройденные жаркие 10 км прохладной тенью этих величественных деревьев с запахом мха в чистейшем воздухе. Карликовые низкорослые деревья причудливых форм в заказнике растут только на открытых морю и ветру скальных склонах.

В Сукко мы спустились уставшие и, поэтому немедленно облюбовали ближайший бордюр под забором пансионата в полутора метрах от трассы. По ней нам и предстояло протопать еще пару км до Большого Утриша. Мышцы икр трещали и ругались матом. Их как-будто растягивали две пары металлических тисков. Но делать было нечего и, пока Надя отдыхала, я двинула в ближайший супермаркет за жратвой.

Поднявшись от Сукко к белой ротонде, мы, наконец, увидели долгожданный Большой Утриш. На сам большой мыс мы не пошли, а снова обосновались сбоку на диком пляже. Спуск с горы хорош! Только на санях зимой кататься. Метров 100. Берег был оживлен и окружен скалами, в можжевельнике и соснах которых и прятались дикари.

Вода на Утришах кристально чистая. Этим они и славятся. Но, вот, камушки Большого я б отправила на камнедробилку. Не люблю дно, устланное большими камнями.

Этой ночью мы спали как младенцы и без задних ног, в придачу. Палатку не сносило, быль штиль, маяк теперь подмигивал нам слева. Мы были одни на берегу. Обалденно красивое, красное, большое, закатное солнце. Черные игрушечные яхточки вдалеке на фоне светила. Я долго сидела на камне в спальнике и наблюдала за морем. С наступлением ночи на нас навалился огромный космический купол звезд. Я даже начала вспоминать гифку на стене Кристины во Вконтакте «Как распознавать созвездия». Я видела спутники. Я видела Млечный Путь, который по мере вращения Земли ночью крутился по часовой стрелке над нашей палаткой. Когда надо мной по всей окружности такое большое звездное небо, я испытываю странное перехватывающее дыхание чувство и понимаю насколько Человек мал, насколько огромна Вселенная и насколько она прекрасна. И, самое главное, мне становится очень хорошо под таким неисчисляемым количеством звезд. Я сопрягаюсь с этой бездонностью.

К сожалению, люди в городах лишены возможности видеть красоту звезд. А порой, возвращаясь поздно домой, ты и не вспомнишь про звезды и не запрокинешь голову, чтобы увидеть хотя бы те самые яркие, свет которых не могут затмить фонари цивилизации. Это неправильно.

Утром мы проснулись первыми из дикарей. Искупались голышом. Да! Да! Да! Я за нудистов. Если изволите так думать. Вообще, я за единение с Природой. А все эти штучки: купальники, машины, квартиры и пр. только мешают и отдаляют нас друг от друга…

Поскакали секунды третьего завершающего поход дня.

За первые два мы прошли 50км ровно. В первый- 21,5км, во второй- 23,5км. Шагомер в подаренных мне Женей и Таней часах просто сходил с ума. И каждый день выдавал рекорд чуть ли не с пеной у циферблата. Бедный шагающий по жердочке человечек показывал мне ТЫСЯЧИ шагов и, наверно, очень устал. Третий день был в 30км.

Наказав телу дожидаться свежести морской воды не раньше, чем через 15 часов (так и получилось), мы спустились в Сукко. Жратвы никакой не осталось и, поэтому пришлось

осуществлять шопинг по местным магазинам. Конечно же, мясоедам бывает не везет. Было только часов 8, и я осталась без консервы- основного своего топлива. Поэтому мы свернули к берегу моря не перед Варваровкой, а за ней. Повторюсь, Наде надо выдать золотую грамоту за терпение, перевязанную серебряной лентой, еще и помещенную в платиновую корзину, полную изумрудов и бриллиантов.

За Варваровкой есть место, естественно на высоте, естественно через пару- пятерку поъемчиков и спусков, откуда начинаются Кавказские горы. Орла на высоком постаменте нельзя не увидеть- вся Анапа у ваших ног. У этого самого орла Надя наверно и подзарядилась энергией…

С этого времени я уже не могла полноценно ходить- мозоли на ступнях давали о себе знать при каждом шаге. Взбираясь на гору Лысую, где находились заветные анапские «шарики», Надя вела меня под руку. В поход надо одевать хорошую обувь с хорошей подошвой. Теперь понятно, почему ботинки называются треккинговыми.

Поблукав по тропам и проселочным дорогам, Лысая нам все-таки сдалась. Мы подошли непосредственно к анапским белым «шарикам». Эти «шарики» не что иное, как военный объект. Наполовину, правда, изношенный, а может и заброшенный, наполовину- действующий.

Нафотографировавшись вволю на горе, мы спустились на ту самую тропу и, наконец, увидели голубое море. От ярко улыбавшегося солнца облака сбежали куда-то в сторону материка и там гремели громом, а мы шли под ясно-голубым небом и не видели границы между ним и морем. Курс был на Ласточкино гнездо. Нет, не на крымский замок, а на гору чуть ниже Лысой из мела и известняка, в склонах которой вили гнезда местные ласточки.

Ласточкино гнездо со стороны «шариков» похожа на летящую ласточку. Это излюбленное место молодежи, туристов, парапланеристов и просто романтиков. Свесив ноги с утёса, находясь в каком-то пограничном состоянии, под шепот травинок с ветром, под крики ласточек, под магнетизм моря ты не можешь не задуматься о вечности и других вопросах бытия.

Долго еще мы с моими мозолями шагали к набережной Анапы. Не доходя до Высокого Берега км два есть крутой спуск к морю. 782 ступени почти вертикального спуска к чистейшей H2O. К сожалению, мы их не осилили.

Над нами летали паучки- парапланеристы. Мы с жадностью глотали последние краски отвесных берегов Анапы, удивлялись масштабам застройки города и медленно приближались к цивилизации. В 21.00 автобус покатил нас домой.

Так завершился мой первый пеший поход. Надо поработать над мышцами икр, потому что они ни к черту. И почаще выводить себя из зоны комфорта, в свою родную стихию. Это я посоветовала бы всем. Сливаясь с Природой, ты забываешь о городском колесе, в котором ты-белка. Я не говорю о пикниках или шашлыках на один вечер. Во времени с меньшей скоростью ты глубже узнаешь себя и начинаешь чувствовать, именно чувствовать жизнь, что в городском круговороте сделать очень сложно.

Наталья Теркулова, 8 сентября 2017 г

Прочитано 142 раз Последнее изменение Воскресенье, 10 сентября 2017 20:40

Похожие материалы (по тегу)