Вторник, 07 мая 2019 12:19

Древняя карта Царского дольмена

Автор
Оцените материал
(2 голосов)

 

 

Древнейшая карта местности на стенках Царского дольмена

Ковешников В.Н.

На каменных плитах некоторых дольменов Западного Кавказа, встречаются рисунки, сделанные как внутри так и снаружи. Ценность этих «письменных посланий» в том, что они были сделаны людьми, проживающими несколько тысячелетий назад. Рисунки на каменных плитах называют по разному композиция, начертания, орнаментика, петроглифы, узор, граффити. Изучению начертаний, на мегалитах Западного Кавказа, уделялось мало внимания, по видимому, потому что до наших дней сохранилось не много дольмен с их изображением. При этом зачастую мнение о значении петроглифов, однажды высказанное одним исследователем, тиражировалось другими как безусловное, как будто он присутствовал при их нанесении и знал замысел мастера, сделавшего рисунок.

Термином петроглиф (происходит от греческих слов petra – «камень» и gluphe – «резьба»), называют вырезанные или нанесенные краской на каменных или деревянных поверхностях различные древние изображения.

«Думаю, что любая попытка усмотреть в орнаментике дольменов нечто большее, чем простое желание сделать постройку красивой, обречена на неудачу» [5] так Лавров Л.И. выразил свое отношение к петроглифам на западно-кавказских дольменах. Вероятно, можно согласится с тем, что некоторые начертания на мегалитах на самом деле являются украшением, но далеко не все. Видимо, знаки нанесенные на дольменах, кроме эстетической функции, служили оберегами и имели религиозно-ритуальное значение. В очерке речь пойдёт о необычных петроглифах начертанных на портальных плитах Адегойского дольмена.

По сведениям Лещенко А.Ф. Адегойский дольмен, иногда называли Царским, за его большие размеры и за сложный рисунок, изображенный на боковых плитах ниши, расположенной перед плитой с входным отверстием [6]. Этот мегалит в литературе называется Большой Адегойский или просто Адегойский, получил название от реки в долине которой сооружен. Дольмен, видимо, был сооружен в период развитого дольменостроения в конце 3 тыс. до н.э. начале первой половины 2 тыс. до н.э. Его иногда называют Шапсугским, но это название устарело. Наименование Шапсугский, закрепилось за другим известным корытообразным дольменом, расположенном в 1,2 км от юго-восточной окраины станицы Шапсугской (см. фото 1).

Лещенко Антон Фадеевич (1880-1954 гг.) археолог, историк, исследователь Кубанских дольменов, с 1924 по 1930 гг. возглавлял Кубанский музей. В 1931 г. выехал за пределы Кубанской области.

Фото 1. Шапсугский корытообразный дольмен, иногда в его название добавляется слово Большой.

 

Место расположения Адегойского дольмена, находится, почти, в 4 км от юго-западной окраины станицы Шапсугской Абинского района Краснодарского края. Добраться к этому месту можно, двигаясь по полевой-лесной дороге, проложенной вдоль русла по левому берегу реки Адегой. Развал каменных плит мегалита, находится в 70-80 м от русла и, примерно, в 200 м южнее от устья ручья, протекающего по щели Саратовский Яр (левый приток реки Адегой). Сохранившиеся каменные плиты дольмена лежат с западной стороны дороги в лесу. Дольмен разрушен в середине ХХ в., по одним данным его взорвали, по другим по указанию какого-то начальства часть его плит была вывезена (?). Исследователи при упоминании этого мегалита в основном, ссылаются на данные, которые были изложены в публикациях Фелицына Е.Д. и Лещенко А.Ф. [15, 6].

Одним из первых о начертаниях на стенках портала Адегойского дольмена, которые потом сравнили с древней картой местности и назвали ещё «сложным рисунком», написал и зарисовал Фелицын Е.Д. «Говоря о внешнем виде западно-кавказских дольменов, надо заметить, что они не имеют никаких наружных украшений, орнаментов и надписей. Но зато внутри у некоторых из них на продольных и поперечных плитах существуют не разгаданные начертания в виде зигзагообразных линий в несколько рядов, вырезанных вглубь камня каким-то острым орудием.

Подобные начертания я видел на внутренней поверхности левой боковой плиты дольмена, находящегося верстах в 5 от станицы Шапсугской в Кабардинском ущелье, в 30-40 саженях от левого берега реки Адегой. Начертания сделаны на выступающем конце боковой плиты в наружной нише, имеющейся перед круглым отверстием в передней поперечной плите. Другой дольмен с подобными же начертаниями, сделанными на внутренних поверхностях продольных и задней поперечных плит, находится на вершине горы невдалеке от Адербиевской» [15].

Фелицын Евгений Дмитриевич (1848-1903 гг.) — общественный деятель, археолог, историк, составитель и издатель различных карт Кубанской области и Екатеринодара. Современники его называли «энциклопедией Кавказа». Являлся действительным членом Кавказского отдела Русского географического общества, Московского археологического общества и др. научных обществ.

Лещенко А.Ф. в середине 20-х годов ХХ в. обстоятельно описал петроглифы на дольменах в долинах рек Адегой, Адерба и Жане, а также сделал их зарисовки и дал свои комментарии. В его публикации рисунки на дольменах называются линии из зубцов (треугольников) и извилистые многослойные полосы [6]. Лещенко А.Ф. не сомневался в том, что в публикации 1904 г., представлена зарисовка петроглифов с дольмена расположенного в долине реки Адегой. Лещенко А.Ф. лишь с сожалением отмечает, что Фелицын Е.Д. не заметил еще одного рисунка, расположенного на правой (северной) боковой плите портала Адегойского дольмена, и не дал интерпретации или описания увиденных им начертаний [6].

Обращаю внимание на то, что есть мнение у некоторых исследователей о существовании двух дольменов Адербиеского (?) и Адегойского, на которых начертаны очень похожие петроглифы. Замечу, что никто из исследователей не находил и не описывал в районе села Адербиевка дольмена, на котором были бы нанесены на внутренних сторонах боковых плит портала, такие же петроглифы как изображены на рисунке 15 в работе Фелицына Е.Д. [15].

 

Рис. 1 . Рисунок петроглифов из работы Фелицына Е.Д. [15], где он значится как рис. 15.

 

Термин портал, образован от английского слова portal - «ворота, вход», применяется в названии портальных дольменов, у которых в фасадной части, сделана «пристройка» к продольным (боковым) плитам впереди мегалита, сверху она перекрывалась плитой.

В тексте работы Фелицына Е.Д. на стр. 32, изложено, что «Другой дольмен с подобными же начертаниями, сделанными на внутренних поверхностях продольных и задней поперечных плит (рис. 15), находится на вершине горы невдалеке от Адербиевской...» [15]. Дольмен «на вершине горы невдалеке от Адербиевской...», находится у горы Нексис и сейчас (рис. 6).

 

 

Рис. 6

 

 Очевидно, что в публикации допущена опечатка при наборе текста и указатель по тексту «рис. 15», был проставлен не в том предложении. Многие эту опечатку замечают, а некоторые нет! А из текста следует, что «подобные же начертания сделаны на трёх внутренних плитах», то есть в погребальной камере, а у Фелицына Е.Д. на рис. 15 изображена только одна продольная плита портала, расположенная у входа в мегалит. Обращаю так же внимание, и на то, что на рис. 15 (в тексте данного очерка он значится как  рис. 1) у плиты изображена различная растительность, что также подтверждает, что петроглифы срисованы с наружной части дольмена. Кроме того после текста в работе Фелицына Е.Д. [15], приводится в таблице Х фотография № 19, где изображен «Дольмен с начертаниями на боковой плите в ущелье р. Адегой близ станицы Шапсугской», смотреть его на фото 4 по тексту.

 

 

Фото 4 

Фотография дольмена с начертаниями на боковой плите в ущелье р. Адегой близ станицы Шапсугской из работы Фелицына Е.Д. [15]

 

Если сравнить рисунки петроглифов Фелицына Е.Д. и Лещенко А.Ф. (смотреть рис. 1 и рис. 5 /А-1, 2, Б-1, 2/), то они имеют сходство, но отличаются  детализацией и внешне, очевидно, из-за разной техники их исполнения и различий в навыках авторов рисовать. Поэтому, видимо, некоторые исследователи приняли их за изображения с разных мегалитов. Надо полагать, что многих, в том числе и Марковина В.И., смутила фраза Фелицына Е.Д. «Другой дольмен с подобными же начертаниями», приведённая в предыдущем абзаце. Фелицын Е.Д. под словом «подобными» подразумевал, что начертания похожи и имеют вид зигзагообразных линий, но не точно такие как на портале Адегойского дольмена. Фелицын Е.Д. [15] на стр. 11-12, делает уточнение «В ущелье реки Адербий, по левую сторону, верстах в 5 к югу от Адербиевского селения, на плоской вершине хребта, находится два очень хорошо сохранившихся дольмена. На внутренних стенах одного из них имеются начертания линий в виде зигзагов» [15], смотреть рис 6. «Два хорошо сохранившихся дольмена», находятся между вершинами Дольмен (386,2 м) и Нексис (398 м), которые известны всем исследователям дольменов. А на стр. 9 Фелицын Е.Д. [15] проводит следующие данные «в 4-5 верстах от Шапсугской станицы, …, саженых в 40 от левого берега р. Адегой, находится большой дольмен с начертаниями на одной из боковых плит в виде зигзагов». (см. рис. 1)

 

Марковин Владимир Иванович (1922-2008 гг.) известный советский и российский специалист по археологии бронзового века, исследователь дольменов Западного Кавказа, доктор исторических наук. Заслуженный деятель науки РФ.

Таким образом «сложный рисунок» опубликованный в работах Фелицына Е.Д. [15] и Лещенко А.Ф. [6], сделан с портальных плит одного и того же Адегойского дольмена. В долине реки Адерба у горы Нексис петроглифы найдены на внутренних стенках погребальной камеры дольмена (см. рис. 6), а в долине реки Жане кроме внутренних стен мегалита начертания в виде зигзагообразных параллельных линий, сделаны и на торцах боковых плит в фасадной части (см. рис. 2 и фото 5).

 

 

 

Фото 2. Долина реки Адегой, в центре слева местность, где сооружен Большой Адегойский дольмен.

 

Описание Адегойского дольмена сделал еще в 1892 г. Сысоев В.М.  «дольмен, огромных размеров и с передним навесом (см. статью Фелицына, табл. Х, 19)» [13] /в таблице Х под № 19, помещена фотография описываемого мегалита в тексте очерка она, значится как фото 4, примечание автора/. Навесом или нишей Сысоев В.М. и Фелицын Е.Д., называют портал, который выступал вперед, передней плитой с отверстием, на ~107 см. Внутри дольменной камеры нет никаких рисунков, но ее стены и навеса (портала) хорошо обработаны. Фасадная плита мегалита с овальным отверстием (49,5 х 45 см), обращена на восток-юго-восток [13], то есть направлена к пути движения солнца по небосводу. Боковые плиты дольмена, располагались, примерно, правая с северной стороны, обращена на север-северо-восток, а левая с южной, обращена на юг-юго-запад. «На внутренней части левой продольной плиты, образующей навес замечается рисунок из треугольников и волнистых линий (см. статью Фелицына, стр. 31, рис. 15) врезанных вглубь. Такой же рисунок замечается и на противоположной стенке навеса» [13]. Таким образом и Сысоев В.М. подтверждает, что Фелицын Е.Д., скопировал рисунок с Адегойского дольмена. Сысоев В.М. делает сноски на статью Фелицына Е.Д., так как их публикации напечатаны в одном сборнике «Материалы по археологии Кавказа. Вып. 9. М., 1904 г.».

Высота Адегойского дольмена от земли до верхней точки перекрытия над нишей (порталом), составляет ~240 см. На поверхности перекрытия, состоящего из двух плит, имеются чашевидные углубления, которые яснее выделяются на передней плите, диаметр чашечек до 13, 5 см. «В левой части передней плиты перекрытия, находится большая чашечка, диаметром ~34 см, в этой же части плиты, замечаются и особые черточки, которым нельзя однакож придать особого значения». [13]

Сысоев Василий Михайлович (1864-1933 гг.) археолог, историк, педагог, общественный деятель Кубанской области, один из основателей ОЛИКО, первый председатель его правления. Являлся действительным членом Кавказского отдела Русского географического общества и Московского археологического общества.

Адегойский дольмен, имел сложную конструкцию и трапециевидную форму. Видимо, ширина задней и передней плит, взяты Сысоевым В.М. у их основания и соответственно составляла ~210 см и ~267 см. Передняя плиты имеет толщину 27 см, а ее высота от поверхности земли равна ~174 см. Перекрытие состоит из двух плит, передняя над порталом имеет длину ~134 см и ширину (поперек дольмена) ~446 см. Задняя плита перекрытия имеет толщину 36 см, длину ~331 см и ширину (поперек дольмена) ~295 см. Общая длинна перекрытия составляет ~465 см. Правая боковая стена дольмена, состояла из двух плит передней длинной ~107 см и задней длинной ~325 см ее толщина составляет 36 см. Общая длинна правой боковой стены составляет ~432 см. Левая боковая стена, сделана из одной плиты длинной 462 см. [13]

 

Щуп показывает, что дно погребальной камеры устлано камнем. Перед передней плитой щуп уходит в землю не встречая камня, а сверху лежат остатки песчаника, может быть, следы коридора. Некоторые размеры Адегойского дольмена, помещенные выше в сантиметрах, взяты из публикации Сысоева В.М. стр. 92-93, где они приведены в аршинах и вершках. [13]

Шагах в 15 на юг от описываемого мегалита, находился дольмен меньших размеров, а в шагах в 50 еще южнее, стоял точно такой же дольмен, близнец Адегойскому дольмену. Оба эти дольмена были разобраны и камень взят для постройки Шапсугской станичной церкви. Приблизительно в 1881-1883 гг. во время постройки церкви в станице Шапсугской камень для ее постройки брали с дольменов. Уничтожено было несколько дольменов, как в самой станице, так и в ее окрестностях. Эту информацию Сысоев В.М. получил от проводников казаков станицы [13]. К этому можно добавить, что в 1909 г. в станице Шапсугской имел место еще случай разрушения памятников древности. Около станицы построен мост, через реку Шапарка (правый приток реки Абин). Вся каменная кладка этого моста сложена из песчаника, взятого из дольменов. А в середине ХХ в. был разрушен и Большой Адегойский дольмен. В окрестностях станицы Шапсугской уже нечего показывать из некогда богатейшего мегалитического наследия, остались только развалы с остатками камня, свидетельствующие о том, что там были дольмены. Последним из могикан среди мегалитов бронзового века здесь можно считать Большой Шапсугский дольмен. Да и тот на ладан дышит, так как на его перекрытие постоянно норовят залезать невежественные экскурсанта. Можно посоветовать бизнесу от туризма в Абинском районе, брать пример у соседей в городском округе Геленджик, где реконструируют дольмены и даже отливают из бетона современные копии древних мегалитов в доступных местах.

 

 

Фото 3. Современное состояние Адегойского дольмена, вид с восточной стороны.

 

О начертаниях в виде различных волнистых линий, обнаруженных в дольмене у вершины горы Нексис, внутри погребальной камеры на двух боковых и задней плитах, знали и Фелицын Е.Д., и Лещенко А.Ф. Похожие начертания есть и в среднем дольмене в мегалитическом комплексе Жане 1 (смотреть рис. 2 и фото 5). По нумерации Трифонова В.А. [14] в комплексе Жане 1 этот дольмен имеет № 2. В отличие от дольмена у горы Нексис, здесь стены украшены волнистым «рисунком» по всему внутреннему периметру погребальной камеры. Отличие начертаний в дольмене № 2 и в том, что внутри на боковых и передней плитах изображен сплошной ряд «свисающих» треугольников, а на задней стене выбита зигзагообразная линия, смотреть рис. 2. Вероятно, согласно религиозно-культовых представлений у строителей дольменов сплошной ряд «свисающих» треугольников изображал воду и её плодородие (жизнь), а зигзагообразная линия была символом реки, которая могла обозначать границу с загробным миром.

Объяснениям зигзагообразного узора на дольменах, посвящено не много строк. Лещенко А.Ф., например, сравнил декоративный бордюр из зубцов расположенных на внутренних стенках погребальных камер дольменов на горе Нексис и № 2 в комплексе Жане 1, с погребальным балдахином находившимся внутри южной части погребальной камеры Майкопского кургана [6], о кургане смотреть ниже по тексту. Зигзагообразные линии внутри дольменов, вероятно, имеют двойное назначение ритуальное и были украшением.

На внутренней поверхности левой (южной) боковой портальной плиты Адегойского дольмена в верхней части, изображён сплошной горизонтальный ряд из 9-и треугольников, первые слева шесть треугольников (зубцов), изображены сплошной линией, а последующие три точками, по Лещенко А.Ф. [6]. Далее он обращает внимание на очень загадочную фигуру, овал с крестом, изображенную вверху с левой стороны над горизонтальной линией треугольников. Лещенко А.Ф. извилистые линии на портале Адегойского дольмена, сравнил с гравюрой на серебряном сосуде «с пейзажем», обнаруженном в Майкопском кургане, находя в их очертаниях схематический набросок местности или примитивную карту. Поскольку на портальных плитах дольмена изображено два рисунка он предположительно указывает, что на них изображены бассейны наиболее значимых в этой местности рек Абин, Афипс и Псекупс, а также хребтов Коцехур, Маркотх и вершины горы Папай, и упоминает реки Адагум и Анапка [6].

 

Предположение Лещенко А.Ф., что рисунок является схемой местности, правдоподобно. Смущает лишь в перечне топонимов приведенных Лещенко А.Ф. названия рек Псекупс, Афипс и Анапка, удаленных на значительное расстояние от долины реки Адегой. Схемы на дольмене упрощены, что затрудняет говорить о конкретных вершинах, реках и хребтах. Но сколько тысяч лет назад она была сделана? Надо также отметить, что петроглифы на Адегойском дольмене не напоминают узора, сделанного для простого украшения.

 

 

 

Фото 5

Дольмен № 2 в комплексе Жане 1, фасадная плита. На торцах боковых плит виден рисунок извилистых линий, а над отверстием на плите зафиксировано, видимо, изображение дольмена в разрезе.

 

Вот как сравнивает Лещенко А.Ф. рисунок с серебряного сосуда из Майкопского кургана с петроглифами на Адегойском дольмене: с гор вытекают реки, их изображение не такое как на сосуде, а скорее похожее на вавилон-ассирийские и хеттские типы изображения текущей воды в виде пучков с волнистыми линиями [6]. При сравнении петроглифов с каменных плит дольмена и гравюры с серебряного кувшина, следует учитывать, что наносить рисунок на мягкий металл легче, чем на камень. В данном случае дольмен сделан из плит песчаника и производить работы по его декорированию сложнее.

Возможно, зигзаги на «карте» могли символически изображать воду. «Таким графически лаконичным способом с древнейших времён по всему Востоку изображали влагу. Естественно, что зигзаги, украшающие дольмены и символизирующие воду, могли осмысливаться как своеобразные благопожелания возрождения душ мёртвых. Вода, будучи неизменным подателем жизни, плодородия, является и все очищающим средством. Пережитки подобного отношения к воде сохранились во многих религиях мира… . Важно отметить и тот факт, что зигзагообразный узор очень характерен и для декора дольменной керамики» [7]. Марковин В.И. анализируя данные исследователей о распространении в местности, расположенной недалеко от Адегойского дольмена, часто встречающихся  зигзагообразных петроглифов на мегалитах, делает заключение «этот факт лишь подчёркивает распространение подобного дольменного декора на небольшом участке...» [9].

Слово декор, происходит от латинского dekore (decoro) – «приличие, пристойность, совместимость», означает совокупность элементов составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров.

Вот версия Кудина М.И., исследователя из города Сочи, о назначении описываемых начертаний: «Большинство исследователей трактуют зигзагообразный узор как символическое изображение воды — символа плодородия и возрождения, или змей, как олицетворения хтонической плодоносной силы... . Действительно, во многих случаях нанесение на дольмены зигзагообразных узоров связано с символикой плодородия. В отдельных случаях эти изображения достаточно реалистичны. Например, на портальных плитах ... изображена схема некой местности: солнечный диск, с перекрестьем плывущий в ладье по небу над линией гор, с которых стекают три речных потока в виде характерных четырехрядных зигзагов. Последняя река в верховьях  разделяется горой на два истока. Лещенко А.Ф. удачно сравнивал эти изображения с гравюрой серебряного сосуда из Майкопского кургана, но ошибочно считал эти изображения реальной картой местности с изображением рек  Абин, Афипс и Псекупс. Как и на майкопском сосуде здесь мы имеем дело с изображением мифического, иного мира, загробного царства входом в которое символически и является дольмен. Подтверждает это и солнечный диск с перекрестьем – символ солнца путешествующего в ладье по «морю ночи», называемый и сейчас осетинами и другими народами Кавказа «солнце мертвых». [3]

Древний термин хтонический, происходит от греческого слова означающего «земля, почва», олицетворяет собой дикую природную мощь земли, также подземное царство.

Но можно предположить, что река начертанная на южной плите портала Адегойского дольмена одна и это река Адегой. Она разделена на три вертикальные извилистые линии, в правой верхней части обозначен раздвоенный исток, две другие извилистые вертикальные линии, параллельные ей, являются продолжением рисунка одного русла. Исток реки Адегой, находится на склоне горы Бол. Маркотх (696,7 м) и на самом деле раздвоен. Изображение русла реки состоит из четырёх параллельных линий, это может говорить о ее полноводности, то есть о постоянном водотоке. Смотреть схемы на рис. 1 и рис. 5 (А-1, 2, Б-1, 2). А так же такое изображение реки может говорить, что она значимая или пограничная и дольмен кроме основных своих функций (погребально-культовых), мог быть знаком разделения реальных земель, так как он сооружен в доступном месте.

А быть может, на южной плите портала, изображены три главных реки окружающей местности, например, Абин и (или) Адегой, Мезыб и (или) Адерба, и Пшада. Территория указанных долин, входит в состав Северо-Западного района сосредоточения дольменов, смотреть «Картосхему районов локализации дольменов Западного Кавказа» [2] на рис. 3.

 

 

Рис. 3 Картосхема районов локализации дольменов Западного Кавказа, цифрами 1, 2, 3, 4, обозначены соответственно Северо-Западный, Восточный, Центральный и Юго-Восточный районы. [2]

 

Зубчатая горизонтальная линия на южной плите Адегойского дольмена, состоит из 9-ти треугольников (по Лещенко А.Ф.) и показывает, возможно, что это хребты Маркотх и Коцехур, которые расположены вдоль указанных рек. Вероятно, 9-ть изгибов (треугольников) хребта, указывает на реальное количество значимых вершин, от истоков реки Адегой и до долины реки Пшада. В верхней части, на южной плите портала, «сложного рисунка» расположено начертание в виде креста в овале, видимо, это знак Солнце, заходящего за горный хребет. Тогда с уверенностью можно говорить, что это хребет Маркотх.

На внутренней стороне северной боковой портальной плиты Адегойского дольмена, на которую не обратил внимание Фелицын Е.Д. (см. рис. 5 /А-3, Б-3/), изображена зубчатая горизонтальная линия, сплошная и точечная, возможно, это часть горной цепи, протянувшейся от хребта Грузинка с горой Шизе до массива горы Папай, вдоль правого борта долины реки Абин. А шесть вертикальных извилистых линий, показывают ручьи расположенные на правом борту долины реки Абин в ее верхнем течении. Две сплошные извилистые вертикальные линии, соприкасающиеся с горизонтальной линией, говорят о полноводности водотоков. А четыре последующие извилистые линии, обозначенные точками, это пересыхающие летом ручьи, что соответствует реальному водному режиму в верховьях реки Абин. Описываемые петроглифы с двух  плит можно принять за два листа древнего атласа.

Быть может, на Адегойском дольмене, который сооружен на северо-восточной окраине Северо-Западного района локализации дольменов Западного Кавказа, где сосредоточены мегалитические сооружения с извилистыми петроглифами, на самом деле изображены долины указанных рек: Абин-Адегой, Мезыб-Адерба и Пшада. В этих долинах проживало племя строителей дольменов с племенным символом вождей или их фетишем, в виде горизонтальной ломаной линии и креста в овале — знак Солнца. А три вертикальные многослойные извилистые линии указывают на количество родов (обществ) этого племени, проживающих в указанных трех долинах. О плотном древнем заселении этих долин, указывает расположение здесь множества дольменов и курганов. Народ, который здесь проживал, контролировал проходы к перевалам из долины реки Кубань к Чёрному морю. Один по реке Хабль через Папайский перевал в долину реки Пшада к Чёрному морю. Второй по реке Абин в долину реки Адегой к перевалам Бабича и Кабардинскому и далее соответственно в бухты Геленджикскую и Новороссийскую.

Майкопский курган находился на восточной окраине города Майкоп, от которого получил своё наименование, имел высоту 10 м и диаметр 100 м. Был исследован в 1897 г. экспедицией археолога Веселовского Н.И. Курган являлся археологическим памятником эпохи бронзы, предметы найденные в нём датируются, второй половиной 4 тыс. до н.э. В кургане было обнаружено захоронение царя или очень богатого родоплеменного вождя. Наименование кургана, послужило основой для образования названия археологической общности раннего бронзового века — майкопская культура. В последнее время существует мнение о местном изготовлении предметов этой культуры. Предметы, найденные в кургане, хранятся в Государственном Эрмитаже С-Петербурга. На месте кургана в 1972 г. на пересечении улиц Курганной и Подгорной города Майкопа установлена каменная стела, скульптор Шикоян А.А.

 

 

Рис. 4. Рисунок из работы Пиатровского Ю.Ю. Прорисовка изображения сделана художником Матвеевым Е.С. В верхней части рисунка общий вид серебряного сосуда «с пейзажем», найденного в Майкопском кургане. В нижней части рисунка показана развертка сосуда. [11]

 

На горлышке серебряного сосуда найденного в Майкопском кургане изображен горный ландшафт, смотреть рис. 4. В горах берут начало две реки, а в горном массиве (хребте) выделяются две высокие горы с двуглавыми вершинами. Интересная трактовка этого рисунка приведена Анфимовым Н.В. «Некоторые исследователи считают, что горный ландшафт, изображённый на сосуде - Главный Кавказский хребет с Казбеком и Эльбрусом, а вытекающие реки - Кубань и Терек. Если согласиться с этим мнением, то необходимо признать местное изготовление сосуда. Изображения на сосуде имели не просто декоративное, а определённо символическое значение. Таким образом, рассматриваемый нами сосуд не был простым предметом, а имел религиозное, культовое назначение» [1].

Этот сосуд мог иметь важное значение как предмет власти, распространяемой на определённую территорию или указывал на стремление владеть этой территорией. А эта территория согласно трактовки Анфимова Н.В. должна занимать пространство не много, не мало, а весь Северный Кавказ, где расположены его два главных водотока реки Кубань и Терек. И рассматриваемые древние начертания могли быть на самом деле картой государства или союза, которое существовало раньше или синхронно с Ассирией и Шумера. Есть исследователи, которые захоронение в Майкопском кургане называют деревянным подкурганным дольменом. Погребальная камера деревянного дольмена делилась деревянными перегородками на северную и южную (большая) части. Северная часть разделялась на восточную и западную, здесь были захоронены две женщины. В большей части по периметру камеры был установлен балдахин, который поддерживали четыре серебряных шеста, длинной около 1 м, оканчивающиеся литыми из золота и серебра фигурками быков. Под балдахином был погребён мужчина.

Термин балдахин, происходит от итальянского слова baldacchino и означает «шелковая ткань из Багдада» - нарядный навес над троном, парадным ложем и др.

Сейчас изучение петроглифов, изображенных на Адегойском дольмене из работ Фелицына Е.Д. и Лещенко А.Ф. [15, 6], производится в основном по копиям рисунков, помещенным в более поздних публикациях Марковина В.И. [7, 8]. «Сложный рисунок» в работах Фелицына Е.Д. и Лещенко А.Ф., сделан с портальных плит одного и того же дольмена, но следует учитывать: во-первых, рисунки петроглифов сделанные указанными исследователями имеют различия; во-вторых, копии разных лет с их рисунков так же имеют отличия между собой (см. рис. 1 и рис. 5 /А-1, 2, Б-1, 2/). Путаница произошла не только при копировании рисунков, но и потому что работа Лещенко А.Ф., издана на украинском языке и ее никто не перевел, а Фелицын Е.Д. не зарисовал петроглифы с северной плиты портала Адегойского дольмена ( см. рис. 5 /А-3 и Б-3/), кроме того техника исполнения рисунков различна.

 

Удивляет и тот факт, что исследователи не обращают внимания на рис. 5 (А-3 и Б-3), где Лещенко А.Ф., изобразил петроглифы нанесенные на северной плите портала Адегойского мегалита.

 

 

Рис. 5 (А, Б). Рисунки петроглифов, скопированные и изданные Марковиным В.И. в разные годы из работ Фелицына Е.Д. [15] и Лещенко А.Ф. [6]. Подписи к рисункам сохранены по тексту Марковина В.И. [7, 8, 10]:

- рис. А. Орнаментика на дольменах, Марковин В.И. (1972 г.). 1. Станица Адербиевская (по Е.Д. Фелицыну). 2, 3. Станица Шапсугская, р. Адегой (по А. Лещенко);

- рис. Б. Дольмены и их детали, Марковин В.И. (1978 г.). 1. Посёлок Адербиевка, портал с рисунком (по Е.Д. Фелицыну). 2, 3. Станица Шапсугская, рисунки на портале и стене дольменов (по А.Ф. Лещенко).

Цифрами 2 и 3 обозначены соответственно рисунки на южной и северной плитах портала Адегойского дольмена (по Лещенко А.Ф.).

 

При описании рисунков, указанных авторов Марковин В.И. в 1972 г. на стр. 35, делает в сноске странное замечание «У А. Лещенко в тексте путаница. Фелицын рисунок Адегойского дольмена (у ст. Шапсугской) не воспроизводит в своей работе» [8]. На самом деле путаницы нет, а Фелицын на рис. 15 стр. 31 [15], воспроизводит петроглифы именно с Адегойского дольмена, но только с одной плиты южной части портала. Рисунок, напечатанный в 1904 г., отличается от рисунка Лещенко А.Ф. и опубликованных Марковиным В.И. их копий, вот некоторые из них:

- изображение в виде овала, расположенное в левом верхнем углу, на копии Марковина В.И. в 1972 г., с рисунка Фелицына, имеет внутренний овал, перечеркнутый вертикальной линией в виде буквы ф, а в 1978 г. он изображает внутри овала крест пересекающий оба овала. Тогда как на рисунке Фелицына Е.Д. [15] овал изображен несколько иначе и отлично от изображения на рисунке приведенном у Лещенко А.Ф. [6];

- верхняя горизонтальная зубчатая линия (южная плита), на копиях 1972 и 1978 гг., с рисунка Фелицына, имеет 11 зубцов, а на рисунке Фелицына Е.Д. их 13, тогда как Лещенко А.Ф. подчёркивал, что их 9-ть, кроме того у него эта зубчатая линия не вся сплошная. На копиях с рисунка Лещенко зубцов, соответственно 9 и 7;

- на рисунках три вертикальные ломанные линии, состоящие из нескольких полос, имеют различия. Кроме указанных различий можно обнаружить еще незначительные отличия. Начертания рассмотренных петроглифов утрачены. По-видимому, наиболее точной и полной копией петроглифов с Адегойского дольмена, следует считать рисунки опубликованные Лещенко А.Ф. в 1931 г. [6].

Остается открытым и вопрос «почему Фелицын Е.Д. не заметил начертаний на северной (правой) плите портала»? Работа Фелицына Е.Д. [15] была опубликована на следующий год после его смерти, то есть без авторской правки. Поэтому в ней, видимо, нет некоторых данных и в тексте, встречаются неточности, возникшие при редактировании и макетировании книги, которые бы автор не допустил.

 

Интересные данные приводит Пьянков А.В. [12] из краткого отчета об экскурсии, проведенной в станицы Эриванскую и Шапсугскую работниками Кубанского областного музея летом 1925 г. Отчет хранится в архиве Краснодарского государственного музея имени Е.Д. Фелицына. В отчете «Знаменитому Адегойскому дольмену уделено особенно много внимания. Вместе с отчетом в папке хранятся две фотографии рисунков, имевшихся на порталах этого дольмена, две акварели этого же мегалита (вид с портальной стороны и вид сбоку)» [12]. Пьянков А.В. отмечает, что, вероятно, автором отчета являлся Лещенко А.Ф. Позднее материалы отчета были им использованы для написания работы [6], в этой же работе он писал, что сам привез в Краснодарский музей из станицы Шапсугской орнаментированную каменную пробку от Адегойского дольмена [12]. Информация о каменной пробке, будет дополнять пояснение — почему Адегойский дольмен еще называли Царским, приведенное в начале очерка. Так археологи объясняют, что если дольмен имеет большие размеры, орнаментированную каменную пробку от входного отверстия и «украшен» петроглифами, такой мегалит, скорее всего, сооружался не для простого смертного, а для вождя или царя.

 

 

 

Список использованных источников и литературы.

1. Анфимов Н.В. Курганы рассказывают. Краснодар, 1982.

2. Ковешников В.Н. О районах локализации дольменов Западного Кавказа. Сборник материалов Международной научно-практической конференции IХ Твердовские чтения. Краснодар, 2017.

3. Кудин М.И. Календарные мотивы в культуре дольменов. Сочи, 2009 (сайт: dolmen.ucoz.ru, «Древние технологии дольменов Кавказа»).

4. Кудин М.И. Календарные мотивы в культуре дольменов. Материалы IV Абхазской международной археологической конференции посвященной археологу-кавказоведу Л.Н. Соловьеву. Сухум, 2017.

5. Лавров Л.И. Дольмены северо-западного Кавказа. Труды Абхазского института языка, литературы и истории им. Д.И. Гулия. Выпуск ХХХI. Сухуми, 1960.

6. Лещенко А.Ф. Матерiяли до орнаментики дольменiв на Пiвнiчно-Захiдньому Кавказi. Кн. Антропологiя, т. VI. Киiв, 1931.

7. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М., 1978.

8. Марковин В.И. Очерк изучения дольменов Прикубанья и Причерноморья. Сборник материалов по археологии Адыгеи, том III. Майкоп, 1972.

9. Марковин В.И. Составной дольмен у села Адербиевка и дольменовидные гробницы в бассейне р. Кяфар. Институт археологии АН СССР. Краткие сообщения, вып. 142. М., 1975.

10. Марковин В.И. Составные дольмены с ложным сводом на Западном Кавказе. Институт археологии АН СССР. Краткие сообщения, вып. 134. М., 1973.

11. Пиотровский Ю.Ю. Заметки о сосудах с изображениями из Майкопского кургана (Ошад). Проблемы археологии. Вып. 3. Сборник статей в память проф. В.И. Равдоникаса. СПб, 1994.

12. Пьянков А.В. К истории археологического изучения Абинского района (советский и постсоветский период). Вестник Абинского народного музея. Выпуск 2. Абинск, 1998.

13. Сысоев В.М. Археологическая экскурсия по Закубанью в 1892 году. Материалы по археологии Кавказа. Вып. 9. М., 1904.

14. Трифонов В.А. Дольмены в долине реки Жане. Археологические открытия. Европейская Россия 1991-2004 гг. М., 2009.

15. Фелицын Е.Д. Западно-Кавказские Дольмены. Материалы по археологии Кавказа. Вып. 9. М., 1904.

 

Автор очерка Ковешников В.Н. Краснодар.

 

Прочитано 110 раз Последнее изменение Среда, 08 мая 2019 06:34

Добавить комментарий

Защитный код