Пятница, 16 марта 2018 21:02

Керченские переправы

Автор
Оцените материал
(5 голосов)

Мост в Крым, ноябрь 1944 г

Пролив разделяющий Керченский (Крым) и Таманский (Кавказ) полуострова на современных картах, обозначается Керченским, он соединяет Азовское и Черное моря. Условную северную границу пролива можно провести по линии от мыса Ахиллион (Тамань) до мыса Хрони (Керчь) её длина составляет 16 км. Условную южную границу пролива можно провести по линии от мыса Панагия (Тамань) до мыса Такиль (Керчь) её длина составляет 15 км. Длина пролива в средней части по прямой линии, между указанными границами с северо-востока на юго-запад, составляет ~38 км. Глубина пролива в северной части достигает 7 м, в южной более 9 м, в центральной 5-6 м.

Примерно, вдоль параллели, проходящей через мыс Тузла, по дну пролива в центральной части на карте, нанесена изобата с глубиной 10 м, южнее от нее к Черному морю глубины, увеличиваются до 13-15 м. Общая протяженность пролива по фарватеру составляет ~45 км, а ширина колеблется от 3 до 16 км. Самые узкие места Керченского пролива, находятся между: мысом Павловский (Керчь) и островом Коса Тузла, в прошлом составная часть косы Тузла (Тамань) около 3 км, в этом месте строится Крымский мост; портами Кавказ и Крым - 4,7 км, здесь находится Керченская железнодорожная паромная переправа. Протяженность судоходного канала, прорытого в центре средней части пролива, составляет 26 км, его глубина достигают 8,5 м. [4]

Вид на косу и озеро Тузла, до начала строительства моста

В античное время пролив называли Боспор (Боспорос, Босфор) Киммерийский (Кимрский), где первая часть это греческое словосочетание, по разным источникам, означает Бычий брод, Коровий брод или Скотий брод. А во вторую часть топонима входит имя древнейшего этноса киммерийцев. Это название, видимо, отражала мелководность пролива в то время. Сухомлин А. (1854 г.) приводит иную историю происхождения первой части этого древнего топонима; Древние писатели производят название Босфор или Воспор, от греческих слов: Бос (вол) и Форос (проход), основываясь на предании, что одна Аргоская Царица, прошла через пролив на корабле, имеющем на корме изображение воловьей головы [13]. Аргос древнейший населенный город Европы, расположен в Греции, его основание датируется 2000 годом до н.э.


Пролив называли также Киммерийской рекой, а самое узкое место Киммерийская переправа. В средние века турки пролив называли Таман-Богазы (Таманский пролив). В конце ХVIII начале ХIХ вв. пролив еще именовался: Таврическим, с 1802 по 1921 гг. Крымский полуостров, входил в состав Таврической губернии Российской империи и РСФСР, это название происходит от имени этноса тавры, проживавшего в южной части полуострова во второй половине 1 тыс. до н.э.; Еникальским, от названия османской крепости Еникале (Новая крепость построена в начале ХVIII века на западном берегу пролива; Керчь-Еникальским. Керченским пролив называют с XIX в.

Керченский пролив, вид с косы Чушка

Современное название пролив получил от города Керчь. Сам город впервые упоминается в надписи на Тмутараканском камне (1068 г.) в форме Кърчев [10]. Наиболее достоверной версией этимологии топонима Керчь, считается, что название города, происходит от древне-русского слова кърчий - кузнец, рударь [10], что служить свидетельством древности использования керченских железных руд. Месторождения которых находятся в северной и восточной частях Керченского полуострова [9]. Эту версию перевода названия города Керчь на современном языке, видимо, можно представить, как Кузнецк Мнение, что топоним Керчь, происходит от древнерусского слова кърк - горло, в смысле пролив; менее убедительно, хотя город расположен на берегах пролива [12]. Версия Фасмера М., что топоним Керчь, образован от русского слова корчить, корчевать [14], неубедительна, так как в ней нет аргументации.

Мыс Тузла, вид с севера

Переправы через Керченский пролив, сооружались неоднократно. Проект строительства железнодорожного моста через пролив впервые возник еще в конце ХIХ начале ХХ вв. Но только в 1943 году, во время Великой Отечественной войны, германцы через пролив навели канатную переправу, протяженностью 5,1 км. При отступлении фашистов переправа была частично разрушена. В январе 1944 года, еще до освобождения Крыма от фашистских захватчиков, в СССР было принято решение о строительстве железнодорожного моста через пролив, протяженностью около 5 км. И уже в начале ноября 1944 года по мосту прошел первый поезд. В феврале 1945 года ледоходом мост в некоторых местах был поврежден. После этого от строительства мостовой переправы через Керченский пролив отказались. В 1953 (1954) году была открыта Керченская железнодорожная паромная переправа. Она соединила порт Кавказ, построенный на косе Чушка, с Керченским полуостровом, где у поселка Жуковка был сооружен порт Крым. В начале её обслуживали 4 парома вместимостью 16 грузовых или 8 четырехосных пассажирских вагонов каждый. Паромы также перевозили автомобили и пассажиров. [4, 15]

Вид на косу Чушка с парома

В 70-х годах ХХ века разрабатывался проект перекрытия Керченского пролива дамбой, оборудованной водосливами с водопропускными пролетами для прохода мигрирующей рыбы и двумя судоходными шлюзами. Строительство дамбы планировалось с целью опреснения акватории Азовского моря [11]. По гребню дамбы предусматривалось пустить автомобильный и железнодорожный транспорт. Дамбу намечали строить между мысом Фонарь (Керчь) и косой Чушка (Тамань) севернее в 3-х км от Керченской паромной переправы. Протяженность дамбы должна была составить, около, 5 км. Этот проект был заморожен и лишь в ХХI веке было решено через пролив строить мост


В начале 2016 года проект Транспортного перехода через Керченский пролив, прошел экспертизы и получил разрешение на начало строительства. Мост, сооружается от основания косы Тузла, через остров Коса Тузла и далее, минуя мысы Павловский и Ак-Бурун, выходит на Крымский полуостров недалеко от южной окраины исторического центра города Керчь. К концу 2018 года должно состояться открытие автомобильной мостовой переправы, а к концу 2019 года железнодорожной. Общая проектная протяженность транспортного перехода равна 19 км, он будет состоять из 6 полос, 4-х автомобильных и 2-х железнодорожных.

Вид на Керченский полуостров с парома

С древнейших времен переправа через пролив служила местом миграции народов и перехода торговых караванов, а также для переброски войск с Азиатской на Европейскую часть и наоборот. Керченский пролив и переправа через него имели и имеют важное военно-стратегическое и транспортно-экономическое значение. Первыми жителями Крыма и Кавказа, зафиксированными античными письменными источниками, были киммерийцы. Взаимодействовать и проникать друг к другу они могли легко через Керченский пролив, где у них была переправа, возможно, и мостовая. Зимой пролив замерзал, что делало его на самом деле природным мостом, а летом он был легко преодолим на различного рода плавсредствах. Какая же переправа существовала через пролив в древности, 2,5-3 тыс. лет назад?


Есть мнение, что Участок Керченского пролива между мысом Тузла на Таманском берегу и мысом Ак-Бурун на Крымском побережье в античную эпоху представлял собой не до конца понятое географическое явление» [8]. Здесь, судя по пятиметровым изобатам в древности происходило значительное сужение судоходной части Боспора Киммерийского в направлении Крымского берега. Учитывая повышение уровня моря на 4-5 м за последние 2,5 тыс. лет, есть основания для предположения о том, что в районе косы Тузла мог находиться участок суши. В пользу этого свидетельствует существование следов древней переправы между мысами Тузла и Ак-Бурун


Участок пролива между северо-западной оконечностью острова Коса Тузла и мысом Павловским, сейчас имеет ширину около 3 км, был традиционным и более удобным местом для переправы, чем в месте паромной переправы с косы Чушка. На карте изобата с глубиной 2 м, окаймляет косу Тузла, вместе с островом Коса Тузла, по всему периметру подводной части и почти доходит да изобаты с глубиной 5 м у фарватера Керченского пролива. Далее глубина на этом участке Керченского пролива, составляет 5 м, на расстоянии, примерно, 700 м, где в центральной части прорыт судоходный канал с глубинами 8,3 м. [4] Можно с большой долей достоверности сказать, что 2,5 тыс. лет назад, т.е. в первой половине 1 тыс. до н.э. в этом месте существовала сухопутная перемычка Видимо, небольшой участок, около 400 м, прерывался проливом, через который киммерийцы делали мост, чтобы переправа функционировала круглый год. Это место было древним устьем реки Дон.


Имя этноса киммерийцы, стало архаичным этнотопонимом юга России и не случайно было положено в основу значимых географических названий, например, морей, пролива и переправы через него [1]. Так как киммерийцы были древнейшими обитателями, населявшими описываемую местность, они и их наследники, сыграли важную роль в истории Кавказа и Крыма в эпоху бронзы и раннего железа, а их потомки и позже. [1, 5] Библия, являющаяся древнейшим историческим источником, также упоминает о киммерийцах. По предположению ряда исследователей название киммерийцы собирательное, относящееся к большому племенному союзу. Киммерийцев связывают со многими культурами бронзы и раннего железа Кавказско-Крымского региона, а также выделяют в отдельную культуру. Киммерийцы, являлись индо-европейцами, некоторыми археологами, причисляются к ямной культуре эпохи раннего бронзового века, предшествовавшей катакомбной культуре.


Ниже приводятся некоторые топонимы, в основу которых входит этноним киммериец: город Киммерий, располагался в северо-западной части Таманского полуострова, ранее этот участок назывался остров Киммерийский.

Киммерийский Вал, начинался у северо-восточного «угла» Таманского залива и протягивался на 7 км к берегу Азовского моря, его абсолютная высота достигала 60 м, существует мнение, что перед валом был оборудован судоходный канал, соединяющий Азовское море и Таманский залив; в древности, моря, омывающие Краснодарский край, т.е. Азовское и Черное, в разное время также называли морями Киммерийскими; вершина Киммерий расположена в горной части Крыма, а восточнее её, находился город Киммерик, вошедший в состав Боспорского царства.

Киммерийский вал на Тамани (схема В.В.Веселова, Советская археология, № 3, 1957 г.)

Есть мнение, что своим названием и Крымский полуостров также обязан именно киммерийцам (кимрам) и назывался он Кимрским. Наиболее древнее название полуострова Киммерия - страна киммерийцев, известных во II тыс. до н.э. [12]. Более позднее название Крыма Таврика, встречается в в. до н.э., образованное от имени этноса тавры. Название этноса происходит от индоевропейского слова горы [12], многие историки считают, что тавры (горцы) являлись потомками киммерийцев. К концу XIII века, когда на полуостров пришли монголо-татары, здесь образовалось Крымское ханство, его название связывают с именем города Крым, сейчас Старый Крым. С ХV века полуостров стали называть Крым.

Предполагают, что современное название полуострова, восходит к монгольскому слову хэрэм - крепостная стена или тюркскому кырым - "ров" [12] и др. Но есть устойчивое мнение, что название полуострова Крым смешали с древним (исходным) названием Кимр, которое, со временем, из-за языковых особенностей народов населивших его трансформировалось и получило новое значение. Кимр; Кирым ; Кырым ; Крым, так может выглядеть логическая цепочка видоизменения этого топонима [5, 6, 7].
После присоединения к России в 1783 году полуостров называли Тавридой, в официальных документах он продолжал именоваться Крымом. Исторически, видимо, закономерно, что современный мост через Керченский пролив официально назван Крымским, так он будет значится и на картах. Тысячелетия назад строителями первой переправы здесь были кимры, а их измененное имя, вероятнее всего, является основой современного географического названия Крым.

Германская канатная переправа 1943 год

В заключение приводится краткая информация о некоторых географических объектах, расположенных непосредственно у строящегося Транспортного перехода через Керченский пролив названного Крымским мостом.


Коса Тузла, расположена в западной части Таманского полуострова, она частично отделяла Таманский залив от Керченского пролива. Протяженность косы от основания мыса Тузла, составляла около 12 км. Материал, из которого сложено это аккумулятивное образование, состоит из песка, ракушечника и гальки [3]. На картах начала XIX века коса Тузла называется Южной, в отличие от косы Северной (Чушка), расположенной в северной части Керченского пролива. До 1925 года коса и остров Тузла были едины и примыкали к Таманскому полуострову. Но недалеко от основания косы был прорыт канал, для сокращения морского пути из Таманского залива в Черное море, который был размыт штормами и образовался мелководный пролив шириной 3,7 км и остров Коса Тузла.


Мыс Тузла, омывается водами Керченского пролива, расположен южнее основания косы Тузла. Мыс является крайней западной точкой материковой части Краснодарского края и полуострова Тамань, административно расположен в Темрюкском районе. Мыс Тузла отнесён к геологическим памятникам природы. На современных картах мыс Тузла в скобках ещё обознается, как Верблюд. В 1870 году Герц К.К. по этому поводу приводит следующие данные по утверждению таманских старожилов, во времена татар, последние с Тамани переезжали в Керчь на верблюдах [2]. Вероятнее всего, татары переправлялись через Керченский пролив на верблюдах по косе Тузла и далее, только, когда пролив замерзал и покрывался толстым льдом, то есть зимой. Северо-восточнее мыса, расположено озеро Тузла, наименование которого производят от тюркско-язычного слова тузлу, означающего солёное.


Мыс Павловский, расположен на западном берегу Керченского пролива, получил название от Павловской батареи, построенной в конце ХVIII века. Батарея была названа в честь Всероссийского императора Павла I (1796-1801 гг.). В середине ХIХ века на мысе Павловском и Ак-Бурун ( Белый мыс) была сооружена российская крепость, которую назвали Керчь, из-за близости к городу Керчь. Между мысами Павловским и Ак-Бурун, расположена небольшая бухта, получившая наименование Павловской.

Библиографический список

1. БСЭ, том 20. Второе издание. М., 1953.
2. Герц К.К. Археологическая топография Таманского полуострова. Труды Московского археологического общества, т. 2. М., 1870.
3. Знай свой края. Словарь географических названий Краснодарского края. Авторский коллектив. Краснодар, 1974.
4. Карта масштаба 1:100 000. ГУГК при СМ СССР, 1989.
5. Ковешников В.Н. Древнейший этнотопоним Кубани и Юга России. Кубанский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, № 9. Краснодар, 2008.
6. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. Краснодар, 2006.
7. Ковешников В.Н. Путешествие по красавице Кубани: практическое руководство к четырнадцати туристским маршрутам по Краснодарскому краю. Краснодар, 2012.
8. Колтухов С.Г. Тузлинский историко-географический район Боспора Киммерийского в античное время. Научный журнал Геополитика и экогеодинамика Вып. 1. Симферополь, 2005.
9. Краткая географическая энциклопедия. Том 2. М.,1961.
10. Медынцева А.А. Тмутараканский камень. М., 1979.
11. Печерин А.И. Природа Кубани: надежды и тревоги. Краснодар, 1989.
12. Поспелов Е.М. Географические названия мира. Топонимический словарь. М., 2001.
13. Сухомлин А. Лоция Азовского моря и Керчь-Еникальского пролива. Николаев, 1854.
14. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Том 2. М., 2004.
15. Черноморская энциклопедия. Авторы и составители Гриневецкий С.Р., Зонн И.С., Жильцов С.С. М., 2006.
Автор фото и текста очерка Ковешников В.Н. Очерк опубликован в сборнике материалов Международной научно-практической конференции Х Твердовские чтения. Краснодар, 2018 г.

Прочитано 837 раз Последнее изменение Воскресенье, 18 марта 2018 21:11

Добавить комментарий

Защитный код