Вторник, 22 апреля 2014 00:21

Самокатчики. Солдаты на велосипедах.

Автор
Оцените материал
(1 Голосовать)


Кажется невероятным, что такое хрупкое, неустойчивое и миролюбивое сооружение как велосипед, может быть использовано в армии, да еще и с успехом в боевых действиях! Сидя на обочине шоссе за ремонтом проколовшейся камеры кажется невероятным, как велосипед может двигаться по выщербленным военным дорогам, неся нагруженного оружием ездока, да еще в жестких временных и маршрутных рамках...
 

 

 

...особенно если учесть, что пик использования "самокатов" в войсках приходится на начало 20-го века, то есть на то время, когда не было еще облегченных материалов, непробиваемых широких протекторов и разных современных велоприспособ для комфортной езды.

Впервые велосипеды для боевых нужд были использованы во время франко-германской войны. В 1870-71 г. при осаде города Бельфор французы весьма удачно организовали доставку депеш на нескольких педальных «костотрясах».

Во Франции в 1894 г. «пехота на колесах» насчитывала уже 3200 человек. Для этого вида войск там даже придумали особое название — «военные мухи» (поскольку велосипедисты подкрадываются к врагу тихо и незаметно, как мухи). Самые быстрые и выносливые служили при Главном штабе — туда отбирали только тех, кто на испытаниях проезжал 90 км быстрее шести часов.

  

 

А германцы настолько уверовали в массовое использование «двухколесных» войск, что даже начали создавать особое «противовелосипедное» оружие: они тренировали огромных собак-догов, приучая их по команде набрасываться на людей, едущих верхом на бицикле (так тогда часто называли велосипед), и опрокидывать их на землю. У меня складывается впечатление, что потомки этих догов до сих пор живут по подворотням...

В то же время начался выпуск различных изданий по тактике ведения "велобоя". В одном из них рекомендовали «действенный способ отпугивания лошадей при отражении кавалерийской атаки на отряд велосипедистов». Автор- изобретатель предлагал переворачивать двухколесные машины «вверх ногами» и что есть силы крутить педали, — мелькание спиц, якобы, должно напугать скакунов, и они шарахнутся в сторону.

 

 

 

Русский военный велосипед был изобретен по заказу Генштаба и весил всего 16 кг, быстро складывался и раскладывался, благодаря особым замкам, работающим по принципу винтовочного затвора. В сложенном виде солдат забрасывал своего «железного коня» на лямке за спину — и вперед в пешем строю! Все эти параметры на тот момент значительно превосходили зарубежные аналоги.

В некоторых полках английской армии была должность: телеграфист-велосипедист-разведчик. Эти необычные воины были снабжены усовершенствованными педальными машинами. Позади седла крепилась вилка с катушкой тонкого телеграфного провода, которая вращалась за счет трения о заднее колесо, разматывая проволоку. Когда катушка пустела, звякал особый звоночек, подавая велосипедисту предупредительный сигнал.

 

 

 

 

25 октября 1917 года, когда в Москве узнали об успехе октябрьского переворота в Петрограде, большевистский партийный центр приказал солдатам самокатного запасного батальона взять под охрану Моссовет и Политехнический музей. Это было сделано не случайно, так как батальон был полностью большевистским. Ещё в августе на собрании самокатчики заявили, что по первому зову готовы встать на защиту революции.

В вермахте также широко использовались подразделения велосипедистов. Кроме того, в штат пехотных подразделений входили велосипеды для обеспечения маневренной связи. Велосипедные подразделения имели на вооружении ручное стрелковое оружие, пулеметы, минометы, гранаты. Все это добро крепилось к рамам специальными кронштейнами, часть амуниции перевозилась в массивных багажниках.

В начале второй мировой войны германские велосипедисты победоносно крутили через Европу, пока в 1941 их самокаты не увязли на российском бездорожье. Из-за этого, а так же многих других неудобств вело, на территории России немцами использовались исключительно мотоциклы.

В настоящее время веловойска являются скорей анахронизмом. Хотя говорят, в Швейцарской армии еще можно встретить взвод на велосипедах. Численность велобойцов там составляла до недавнего времени около 5000 чел.

Удостоверение бойца-самокатчика (Германия)

При создании статьи использованы материалы и фото из литературы и сети Интернет.

 

 

 

Прочитано 2536 раз Последнее изменение Четверг, 15 октября 2015 01:40

Комментарии

-1

LeshaK

И еще, из "Популярной механики":
По примеру Англии, законодательниц ы военной моды, велосипедные части были созданы во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Китае, Японии и России. Князь Б.Д. Потемкин в 1887 г. написал и издал книгу «Велосипед и его применение в военном деле», а Николай II гонял на двухколесном «самокате» по Царскому селу, прослыв среди вымирающей аристократии отчаянным экстремалом.

LeshaK

А вот фото велика вермахта, с образцами использования его для транспортировки пулемета, противотанковог о ружья, миномета и ручных гранат.

Видишь, как изобретательны немцы! Чего только не навыдумывали, чтобы отбиваться от натасканных собак из подворотен! :lol:

LeshaK

"У меня складывается впечатление, что потомки этих догов до сих пор живут по подворотням..." :lol: Знаешь, Марина, по-моему, этот вид собак был выведен как очень устойчивая порода! :lol: От себя добавлю, что милитаристы Японии, тоже, очень широко использовали велоподразделен ия. Существуют упоминания, что были даже... велокамикадзе!! ! :o
(Впрочем, как и потомков велособак, так и потомков велокамикадзе, я вижу каждый погожий день, на наших узких горных дорогах), :lol:


Спасибо за прекрасный обзор! :-)